В среду, 17 сентября, Госдума в третьем чтении одобрила пакет поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Главной новостью для автомобилистов стал запрет на снятие номеров сотрудниками полиции за нарушения ПДД, а также возможность проводить тест на алкоголь без понятых.
Неактуальной систему снятия номеров называет практически все автомобильное сообщество. «Это пещерный пережиток, - охарактеризовал существующие нормы председатель комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров. – С внедрением компьютерных баз можно легко проверить, было у водителя запрещение эксплуатации транспортного средства или нет. К тому же, здесь всегда присутствовал коррупционный момент: захочет полицейский снять номера - снимет, не захочет – не снимет».
Фактически система перестала быть действенной 15 октября прошлого года, когда автовладельцам разрешили получать дубликаты номеров в неограниченных количествах. С таким подходом водитель может не бояться последствий изъятых номеров: при желании на место старых можно тут же поставить копию. Законодатели поняли это довольно быстро – и уже в ноябре 2013 года начали обсуждать возможность отмены соответствующего положения КоАП.
«Мера морально умерла, - объяснил депутат Госдумы, член комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков. – В силу объективных и субъективных причин мы не успели провести поправки весной 2014 года. Теперь ситуацию потребовалось срочно поправить. Поправки носят технический характер, ничего нового не вводится».
На вопрос о том, не приведет ли нововведение к увеличению нарушений, член комитета по конституционному законодательству и государственному строительству ответил: «Действительно, в основном людей беспокоил не штраф за тонировку, а снятие номеров. Теперь некоторые говорят: «Ура, буду ездить с тонировкой». Если количество таких нарушителей увеличится, мы поднимем штрафы. По умолчанию мы оставили их прежними. Обязательно изучим статистику и все проанализируем, чтобы принять взвешенное решение».
Вторым моментов, который касается автомобилистов, стало уточнение пункта 2 статьи 12.2 КоАП. В данный момент статья звучит так: «Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев».
Добавляется всего одно слово: вместе с «материалами» в кодексе появятся «устройства». Вызвано это историей оспаривания штрафов за нечитаемые номера. «Мы меняем формулировку, так как некоторым ловким адвокатам удавалось оправдать своих клиентов в суде, доказав, что приспособления, механизмы и инструменты отсутствовали в КоАП, - объяснил Лысаков. – Существующая формулировка оставляла некую лазейку – сейчас мы ее прерываем».
Наконец, законопроект разрешит сотрудникам полиции проводить освидетельствование на алкоголь без участия понятых. Живых свидетелей сможет заменить видеокамера. «Хочу подчеркнуть: это не отмена института понятых как такового, - рассказал Лысаков. – Это поправка для исключительных случаев, когда понятых просто невозможно найти – к примеру, ночью или на пустой дороге. Допускается, что в случае необходимости применяется система видеофиксации всех действий должностных лиц. К тому же, автовладельцы тоже имеют право фиксировать общение с инспектором на видео – это давно разрешено».
«Сама поправка была вызвана тем, что в силу погодных и географических условий в некоторых случаях найти понятых физически невозможно – при этом законы все равно надо соблюсти, - добавил депутат. – Были случаи, когда на судебное заседание приводили липовых понятых, известны и другие случаи фальсификации. Теперь же можно будет объективно зафиксировать происходящее».
Сейчас говорить о поправках как о свершившеся факте еще рано: законопроект может отклонить Совет Федерации или не подписать президент. Тем не менее, сама законотворческая работа официально закончена: комитет по конституционному законодательству и государственному строительству счел документ полностью готовым. Автолюбителям остается ждать, что ответит на предложения Госдумы верхняя палата.
Антон Погорельский
Фото: Zamir Usmanov / Russian Look
Неактуальной систему снятия номеров называет практически все автомобильное сообщество. «Это пещерный пережиток, - охарактеризовал существующие нормы председатель комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров. – С внедрением компьютерных баз можно легко проверить, было у водителя запрещение эксплуатации транспортного средства или нет. К тому же, здесь всегда присутствовал коррупционный момент: захочет полицейский снять номера - снимет, не захочет – не снимет».
Фактически система перестала быть действенной 15 октября прошлого года, когда автовладельцам разрешили получать дубликаты номеров в неограниченных количествах. С таким подходом водитель может не бояться последствий изъятых номеров: при желании на место старых можно тут же поставить копию. Законодатели поняли это довольно быстро – и уже в ноябре 2013 года начали обсуждать возможность отмены соответствующего положения КоАП.
«Мера морально умерла, - объяснил депутат Госдумы, член комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков. – В силу объективных и субъективных причин мы не успели провести поправки весной 2014 года. Теперь ситуацию потребовалось срочно поправить. Поправки носят технический характер, ничего нового не вводится».
«Поправки носят технический характер, ничего нового не вводится».
В настоящее время номера могут снять за езду без прав, тонировку лобового стекла и еще за некоторые правонарушения. Закон продолжит действовать еще как минимум несколько недель. «Проект принят Госдумой в третьем чтении, дальше его ждет Совет Федерации и подпись президента. Это большой законопроект, автолюбителей касается лишь тысячная его часть», - отметил Лысаков. Спрогнозировать возможную дату вступления в силу документа депутат отказался.На вопрос о том, не приведет ли нововведение к увеличению нарушений, член комитета по конституционному законодательству и государственному строительству ответил: «Действительно, в основном людей беспокоил не штраф за тонировку, а снятие номеров. Теперь некоторые говорят: «Ура, буду ездить с тонировкой». Если количество таких нарушителей увеличится, мы поднимем штрафы. По умолчанию мы оставили их прежними. Обязательно изучим статистику и все проанализируем, чтобы принять взвешенное решение».
Вторым моментов, который касается автомобилистов, стало уточнение пункта 2 статьи 12.2 КоАП. В данный момент статья звучит так: «Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев».
Добавляется всего одно слово: вместе с «материалами» в кодексе появятся «устройства». Вызвано это историей оспаривания штрафов за нечитаемые номера. «Мы меняем формулировку, так как некоторым ловким адвокатам удавалось оправдать своих клиентов в суде, доказав, что приспособления, механизмы и инструменты отсутствовали в КоАП, - объяснил Лысаков. – Существующая формулировка оставляла некую лазейку – сейчас мы ее прерываем».
«В основном людей беспокоил не штраф за тонировку, а снятие номеров».
В первую очередь речь идет об управляемых водителем «шторках»: по сигналу из салона такая «шторка» может выехать и закрыть несколько символов на номерном знаке. Назвать ее «материалом» действительно нельзя, зато под определение «устройства» она подпадает идеально. «Закрывать номера было запрещено и раньше. Мы просто уточнили формулировку, чтобы нарушители не уходили от ответственности и не смогли спрятать свой номерной знак», - заключил Лысаков.Наконец, законопроект разрешит сотрудникам полиции проводить освидетельствование на алкоголь без участия понятых. Живых свидетелей сможет заменить видеокамера. «Хочу подчеркнуть: это не отмена института понятых как такового, - рассказал Лысаков. – Это поправка для исключительных случаев, когда понятых просто невозможно найти – к примеру, ночью или на пустой дороге. Допускается, что в случае необходимости применяется система видеофиксации всех действий должностных лиц. К тому же, автовладельцы тоже имеют право фиксировать общение с инспектором на видео – это давно разрешено».
«Сама поправка была вызвана тем, что в силу погодных и географических условий в некоторых случаях найти понятых физически невозможно – при этом законы все равно надо соблюсти, - добавил депутат. – Были случаи, когда на судебное заседание приводили липовых понятых, известны и другие случаи фальсификации. Теперь же можно будет объективно зафиксировать происходящее».
«В судах отсутствие понятых не останавливает рассмотрение дела».
«На данном этапе я против, - отреагировал на последнее предложение председатель комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров. – Записи часто пропадают, а у нас нет правила, при котором обвиняемый автоматически становится невиновным при исчезновении видео. Понятые должны остаться, чтобы при необходимости была возможность их опросить. Хотя зачастую в наших судах даже фактическое отсутствие понятых не останавливает рассмотрение дела – у нас в стране все зависит от правоприменителей закона».Сейчас говорить о поправках как о свершившеся факте еще рано: законопроект может отклонить Совет Федерации или не подписать президент. Тем не менее, сама законотворческая работа официально закончена: комитет по конституционному законодательству и государственному строительству счел документ полностью готовым. Автолюбителям остается ждать, что ответит на предложения Госдумы верхняя палата.
Антон Погорельский
Фото: Zamir Usmanov / Russian Look