Пол не пострадал: как в Сочи провели первую гонку
Неделю назад на российской трассе для Формулы-1 в Сочи прошел полноценный гоночный уикенд. На новый «Сочи Автодром» приехала Российская Серия Кольцевых Гонок (РСКГ). Но посмотреть на заезды можно было только по интернету: зрителей на трибуны не пустили. «Это осознанное решение, - признался руководитель «Сочи Автодрома» Сергей Воробьев в разговоре с корреспондентом Autonews.ru. – По нашим опросам, подавляющее большинство людей, купивших билеты на Гран-при России, увидит гонки в первый раз в жизни именно на «Сочи Автодроме». Если же брать только сочинских покупателей билетов, то для них статистика приближается к 100 процентам. Мы хотим, чтобы их первое впечатление о мире автоспорта оставила именно Формула-1. Только потом мы постепенно начнем объяснять людям, что есть и другие виды автогонок».
Но настоящих фанатов автоспорта это не остановило: болельщики наблюдали за соревновниями РСКГ с ближайшей эстакады, которая проходит непосредственно над трассой – легально и совершенно бесплатно. Можно ли будет точно так же посмотреть на Формулу-1, до сих пор неясно. В теории путепровод является дорогой общего пользования, вот только разрешат ли обычным людям попасть туда во время Гран-при, не знают даже организаторы.
Принцип «никого не пускать» действовал и для участников. Постоянные боксы в четырехэтажном здании у пит-лейна пустовали – вместо этого команды расположились в привезенных с собой шатрах на площадке за паддоком. «Мы не пустили участников в боксы и в здания команд, так как хотим оставить их для Формулы-1, - объяснил Сергей Воробьев. – Мы не возьмем на себя риск по потенциальной необходимости восстановления покрытия боксов, ведь до Формулы-1 осталось не так много времени. Идеально ровный блестящий пол – это уровень, который от нас ожидают команды Формулы-1. После проведения любого мероприятия его пришлось бы восстанавливать, ведь пол может быть поцарапан, поврежден падением гаечного ключа».
Первые заезды на «Сочи Автодроме» состоялись в четверг, 11 сентября. За день до начала официальной программы на трассу приехало большинство пилотов РСКГ, чтобы опробовать дорогу в тестовом режиме. Вместе с россиянами по трассе проехал участник международного молодежного первенства GP3 Марвин Кирхгоффер – для ознакомления с «Сочи Автодромом» немец арендовал машину Формулы-3. В октябре спортмену предстоит стартовать здесь в гонке поддержки Формулы-1 – и в отличие от других представителей GP3, у Кирхгоффера уже будет накат.
По ходу тренировок многие спортсмены ошибались и укладывали машины на крышу, а самой впечатляющей оказалась авария Владимира Удаленкова: в попытке опередить сразу нескольких соперников петербуржец заехал на высокую часть бордюра и перевернул свою Ford Fiesta. Итог – экстренная госпитализация.
Вторая часть тренировочного дня оказалась сорвана из-за дождя: некоторое время пилоты ехали по мокрой трассе, но затем воды стало слишком много. Может, дело в том, что Имеретинская низменность, где построена трасса, исторически служила резервуаром, куда стекали воды со всех окрестных гор и районов. А может, у трассы просто слабый дренаж. Далеко не муссонный ливень фактически парализовал гоночную активность на только что построенном автодроме. В паддоке пошли разговоры о том, что на Гран-при Формулы-1 тучи придется разгонять – иначе трасса превратится в Венецию. На прямой вопрос Сергей Воробьев отвечать отказался. «Мы не комментируем слухи», - отрезал организатор Гран-при.
В общей сложности из строя вышло более десяти моторов: на свободных заездах пилоты одалживали двигатели друг у друга, а некоторым спортсменам так и не удалось выйти на старт – исправные силовые агрегаты просто закончились. Тем не менее, сочинский этап повторил рекорд «Казань-ринга» по количеству участников РСКГ: только в заездах категории «Объединенный 1600» на старт вышли 36 пилотов, а в общей сложности устроители зафиксировали 57 участников. Объясняется это просто: опробовать трассу для Формулы-1 захотели даже те пилоты, кто уже давно не выходил на старт. Тот же Владимир Удаленков перед своей аварией пропустил целый сезон – на регулярной основе петербуржец выступал только в прошлом году.
Основные события развернулись в гоночные дни – субботу и воскресенье. В самом мощном классе «Туринг» двойную победу отпраздновал Михаил Грачев: омский гонщик доминировал в РСКГ весь сезон, и на этапе в Сочи досрочно оформил чемпионский титул. На счету Грачева не только историческая первая победа на «Сочи Автодроме», но и первый рекорд круга: 14 сентября пилот преодолел трассу за 2 минуты 24 секунды и 3 десятых.
Вслед за чемпионом Формулы-1 Себастьяном Феттелем Грачев пожаловался на скользкое дорожное полотно: «Это естественно для нового автодрома: на солнце из асфальта выходит битум. Чтобы от этого избавиться, трассе нужны три года полноценной эксплуатации».
Слабое сцепление с дорогой помогло пришельцу из ралли-кросса Ильдару Рахматуллину. Там, где его соперники скользили и жаловались незватку «зацепа», привыкший к неидеальному дорожному покрытию Рахматуллин одержал две победы подряд. За спиной казанца развернулась нешуточная борьба: с 11-го места на второе прорвался Андрей Севастьянов, но на последнем круге химчанин уступил позицию Николаю Грязину.
«В Туринг-Лайте два вида настроек трансмиссии, - объяснил остроту борьбы экс-участник чемпионата мира WTCC Алексей Дудукало. – Пилоты, выбирающие короткую конфигурацию, оказываются быстрее на медленной части трассы и получают больше возможностей для обгона соперника. Те, кто предпочитают альтернативные натсройки, быстрее на прямых. Поэтому в Туринг-Лайте так много обгонов. Из-за конструктивных особенностей в классе Туринг такой большой разницы в скорости нет».
Первая гонка на «Сочи Автодроме» оставила у спортсменов смешанное впечатление. С одной стороны, новая трасса отлично подошла для кузовных машин серии РСКГ и приятно выделилась своим оснащением на фоне других российских трасс – Нижегорожского и Смоленского кольца, а также комплекса «Казань-ринг» в Татарстане. С другой стороны, к чемпионату России отнеслись как к событию второго сорта, не пустив участников в помещения, предназначенные непосредственно для команд и пилотов. К тому же, визит в Сочи оказался более затратным, чем проведение гонок на других трассах, а количество вышедших из строя автомобилей превзошло все ожидания.
«На этой трассе невозможно чему-то научиться, - заключил пилот и владелец команды РСКГ Андрей Севастьянов. – Даже если взять затяжной третий поворот: допустим, пилот ошибся и разбил машину – автомобиль сразу влетает в стену, и механикам приходится очень долго его восстанавливать. Гонщик еще не научился проходить этот поворот – но при следующей попытке он вновь попадает в стену. Если говорить о шоу, то оно получилось: машины разбивались, попадали в аварии. Правда, к развитию российского автоспорта это не имеет никакого отношения».
Антон Погорельский
Фото: Российская серия кольцевых гонок
Но настоящих фанатов автоспорта это не остановило: болельщики наблюдали за соревновниями РСКГ с ближайшей эстакады, которая проходит непосредственно над трассой – легально и совершенно бесплатно. Можно ли будет точно так же посмотреть на Формулу-1, до сих пор неясно. В теории путепровод является дорогой общего пользования, вот только разрешат ли обычным людям попасть туда во время Гран-при, не знают даже организаторы.
Принцип «никого не пускать» действовал и для участников. Постоянные боксы в четырехэтажном здании у пит-лейна пустовали – вместо этого команды расположились в привезенных с собой шатрах на площадке за паддоком. «Мы не пустили участников в боксы и в здания команд, так как хотим оставить их для Формулы-1, - объяснил Сергей Воробьев. – Мы не возьмем на себя риск по потенциальной необходимости восстановления покрытия боксов, ведь до Формулы-1 осталось не так много времени. Идеально ровный блестящий пол – это уровень, который от нас ожидают команды Формулы-1. После проведения любого мероприятия его пришлось бы восстанавливать, ведь пол может быть поцарапан, поврежден падением гаечного ключа».
«Идеально ровный пол – это уровень, который от нас ожидают команды Формулы-1».
Однако принцип «все для иностранцев» оказался не единственной причиной закрыть построенные помещения. Корреспонденту Autonews.ru удалось увидеть, как прямо во время гонок рабочие красили полы токсичной белой краской: при попытке вдохнуть воздух из боксов для Формулы-1 обитателям паддока мгновенно становилось плохо. Первые заезды на «Сочи Автодроме» состоялись в четверг, 11 сентября. За день до начала официальной программы на трассу приехало большинство пилотов РСКГ, чтобы опробовать дорогу в тестовом режиме. Вместе с россиянами по трассе проехал участник международного молодежного первенства GP3 Марвин Кирхгоффер – для ознакомления с «Сочи Автодромом» немец арендовал машину Формулы-3. В октябре спортмену предстоит стартовать здесь в гонке поддержки Формулы-1 – и в отличие от других представителей GP3, у Кирхгоффера уже будет накат.
По ходу тренировок многие спортсмены ошибались и укладывали машины на крышу, а самой впечатляющей оказалась авария Владимира Удаленкова: в попытке опередить сразу нескольких соперников петербуржец заехал на высокую часть бордюра и перевернул свою Ford Fiesta. Итог – экстренная госпитализация.
Вторая часть тренировочного дня оказалась сорвана из-за дождя: некоторое время пилоты ехали по мокрой трассе, но затем воды стало слишком много. Может, дело в том, что Имеретинская низменность, где построена трасса, исторически служила резервуаром, куда стекали воды со всех окрестных гор и районов. А может, у трассы просто слабый дренаж. Далеко не муссонный ливень фактически парализовал гоночную активность на только что построенном автодроме. В паддоке пошли разговоры о том, что на Гран-при Формулы-1 тучи придется разгонять – иначе трасса превратится в Венецию. На прямой вопрос Сергей Воробьев отвечать отказался. «Мы не комментируем слухи», - отрезал организатор Гран-при.
Вторая часть тренировочного дня оказалась сорвана из-за дождя.
К пятнице, 12 сентября, погода исправилась – и машины вернулись на трассу. Здесь-то и обнаружилась главная особенность «Сочи Автодрома» для кузовных автомобилей чемпионата России: в затяжном третьем повороте из-за длительной однонаправленной перегрузки масло систематически отливало в правую часть мотора. Двигатели начали ломаться: сильнее других пострадали силовые агрегаты Volkswagen Polo и Honda Civic. «В итоге мы просто залили в два раза больше масла», - рассказал победитель сочинского этапа в классе «Супер-продакшн» Андрей Масленников. В общей сложности из строя вышло более десяти моторов: на свободных заездах пилоты одалживали двигатели друг у друга, а некоторым спортсменам так и не удалось выйти на старт – исправные силовые агрегаты просто закончились. Тем не менее, сочинский этап повторил рекорд «Казань-ринга» по количеству участников РСКГ: только в заездах категории «Объединенный 1600» на старт вышли 36 пилотов, а в общей сложности устроители зафиксировали 57 участников. Объясняется это просто: опробовать трассу для Формулы-1 захотели даже те пилоты, кто уже давно не выходил на старт. Тот же Владимир Удаленков перед своей аварией пропустил целый сезон – на регулярной основе петербуржец выступал только в прошлом году.
Основные события развернулись в гоночные дни – субботу и воскресенье. В самом мощном классе «Туринг» двойную победу отпраздновал Михаил Грачев: омский гонщик доминировал в РСКГ весь сезон, и на этапе в Сочи досрочно оформил чемпионский титул. На счету Грачева не только историческая первая победа на «Сочи Автодроме», но и первый рекорд круга: 14 сентября пилот преодолел трассу за 2 минуты 24 секунды и 3 десятых.
Вслед за чемпионом Формулы-1 Себастьяном Феттелем Грачев пожаловался на скользкое дорожное полотно: «Это естественно для нового автодрома: на солнце из асфальта выходит битум. Чтобы от этого избавиться, трассе нужны три года полноценной эксплуатации».
Слабое сцепление с дорогой помогло пришельцу из ралли-кросса Ильдару Рахматуллину. Там, где его соперники скользили и жаловались незватку «зацепа», привыкший к неидеальному дорожному покрытию Рахматуллин одержал две победы подряд. За спиной казанца развернулась нешуточная борьба: с 11-го места на второе прорвался Андрей Севастьянов, но на последнем круге химчанин уступил позицию Николаю Грязину.
«В Туринг-Лайте два вида настроек трансмиссии, - объяснил остроту борьбы экс-участник чемпионата мира WTCC Алексей Дудукало. – Пилоты, выбирающие короткую конфигурацию, оказываются быстрее на медленной части трассы и получают больше возможностей для обгона соперника. Те, кто предпочитают альтернативные натсройки, быстрее на прямых. Поэтому в Туринг-Лайте так много обгонов. Из-за конструктивных особенностей в классе Туринг такой большой разницы в скорости нет».
Количество вышедших из строя автомобилей превзошло все ожидания.
Гонка младшего класса Туринг-Лайт оказалась зрелищней не только из-за обгонов, но и из-за большой аварии: в середине воскресного заезда Антон Захаров столкнулся с Русланом Медведевым, после чего «Калина» последнего дважды ударилась об отбойники и загорелась. Пилота успешно эвакуировали, а на трассу выехал автомобиль безопасности: гонку нейтрализовали на три круга. После финиша глава команды B-Tuning Андрей Севастьянов обещал подать в Российскую Автомобильную Федерацию (РАФ) официальный протест: как выяснилось, перед стартом Севастьянов предупреждал судей об опасном пилотаже Медведева, однако комиссары РАФ проигнорировали мнение гонщика и отказались предупреждать Руслана. Закончилось все пожаром и разбитыми машинами.Первая гонка на «Сочи Автодроме» оставила у спортсменов смешанное впечатление. С одной стороны, новая трасса отлично подошла для кузовных машин серии РСКГ и приятно выделилась своим оснащением на фоне других российских трасс – Нижегорожского и Смоленского кольца, а также комплекса «Казань-ринг» в Татарстане. С другой стороны, к чемпионату России отнеслись как к событию второго сорта, не пустив участников в помещения, предназначенные непосредственно для команд и пилотов. К тому же, визит в Сочи оказался более затратным, чем проведение гонок на других трассах, а количество вышедших из строя автомобилей превзошло все ожидания.
«На этой трассе невозможно чему-то научиться, - заключил пилот и владелец команды РСКГ Андрей Севастьянов. – Даже если взять затяжной третий поворот: допустим, пилот ошибся и разбил машину – автомобиль сразу влетает в стену, и механикам приходится очень долго его восстанавливать. Гонщик еще не научился проходить этот поворот – но при следующей попытке он вновь попадает в стену. Если говорить о шоу, то оно получилось: машины разбивались, попадали в аварии. Правда, к развитию российского автоспорта это не имеет никакого отношения».
Антон Погорельский
Фото: Российская серия кольцевых гонок