В скором времени въезд в крупные города России либо в отдельные их районы, к пример, в центр Москвы, может стать платным. Разработанный Минтрансом законопроект о внесении изменений в единые правила организации дорожного движения уже проходит стадию общественных обсуждений.
Принимать решение о доступе в город на платной основе, согласно документу, будут органы местного самоуправления. Если зона специальной организации дорожного движения будет захватывать несколько муниципальных образований либо их частей, регулировать этот вопрос будут региональные власти. Для этого Минтранс предлагает установить специальные критерии на ограничение или запрет, которые еще будут разрабатываться.
По мнению представителя экспертного центра Probok.net Андрея Мухортикова, принимать дополнительные методы для борьбы с пробками следует, однако делать это нужно более традиционными и общепринятыми способами.
«Установка платы за въезд в определенную часть города - это не волшебная палочка, которая сразу поможет решить проблему пробок. А вот ухудшить транспортную ситуацию в окружающих районах ей вполне по силам. Водители всегда будут стараться объезжать данные зоны, что приведет к загрузке близлежащих дорог. Соответственно, это вряд ли понравится местным жителям. Все это приведет лишь к росту социальной напряженности», - считает эксперт.
Еще одна задача нового законопроекта заключается в обеспечении приоритета общественного транспорта. В документе отмечается, что органы местного самоуправления будут обязаны «одновременно осуществлять компенсационные мероприятия, обеспечивающие достаточный уровень транспортной доступности территории для всех социальных групп населения». То есть, в зонах с платным въездом должны будут появиться новые маршруты общественного транспорта.
Также у экспертов вызывает ряд вопросов техническая реализация проекта Минтранса. «Надо понимать, что процедура эта достаточно дорогостоящая. Мы же не можем просто перекрыть улицы шлагбаумами и поставить на каждом углу инспекторов, собирающих деньги. Для этого понадобится считывающая техника, которая обойдется в копеечку, индикаторы, радиометки на машинах. Кто все будет это оплачивать и устанавливать, я не знаю», - отметил в беседе с корреспондентом Autonews.ru глава Всероссийского движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.
По словам Лысакова, в данной ситуации не стоит забывать и о регионах. «Если субъекты получат такие полномочия, как назначать плату за въезд, мы получим просто сотни отдельных княжеств, которые установят шлагбаумы и будут требовать плату за въезд. Власти регионов не смогут отказаться от еще одной возможности пополнить бюджет», - отметил эксперт.
Однако, по мнению Мухортикова, английский пример здесь не очень корректен. Эксперт подчеркнул, что в Лондоне улично-дорожная сеть развита гораздо лучше, чем в Москве, не говоря уже о российской провинции. «Лондон шел к этому несколько лет. Проект активно обсуждался, дорабатывался и совершенствовался в техническом плане. У нас ничего подобного, как мы видим, не происходит. Для России это стандартная ситуация: поскорее принять решения, а потом годами устранять последствия. И стоит помнить, что в Лондоне ввод платы за проезд принес ряд проблем, и принятие этого законодательства оценивается среди местного экспертного сообщества очень не однозначно», - пояснил представитель экспертного центра Probok.net.
Напомним, идея ограничения въезда легковых автомобилей в отдельные районы города обсуждалась еще администрацией бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова. В 2006 году мэрия предложила выставить в центре города шлагбаумы и не пропускать автомобили экологического класса ниже «Евро-2». Был даже разработан законопроект, однако его так и не приняли.
Дмитрий Александров
Фото: Getty Images
Принимать решение о доступе в город на платной основе, согласно документу, будут органы местного самоуправления. Если зона специальной организации дорожного движения будет захватывать несколько муниципальных образований либо их частей, регулировать этот вопрос будут региональные власти. Для этого Минтранс предлагает установить специальные критерии на ограничение или запрет, которые еще будут разрабатываться.
«Ситуация на дорогах Москвы на данный момент критична».
«Основная цель данной инициативы – это, прежде всего, сделать платный въезд в такие крупные города, как Москва и Санкт-Петербург. Именно в этих мегаполисах транспортная проблема стоит наиболее остро. Реализация этой идеи, безусловно, поможет сократить количество автомобилей, однако она еще будет активно обсуждаться. Ситуация на дорогах столицы на данный момент критична, для ее решения необходимы кардинальные меры», - пояснил корреспонденту Autonews.ru лидер московского отделения «Федерации автовладельцев» Сергей Канаев.По мнению представителя экспертного центра Probok.net Андрея Мухортикова, принимать дополнительные методы для борьбы с пробками следует, однако делать это нужно более традиционными и общепринятыми способами.
«Установка платы за въезд в определенную часть города - это не волшебная палочка, которая сразу поможет решить проблему пробок. А вот ухудшить транспортную ситуацию в окружающих районах ей вполне по силам. Водители всегда будут стараться объезжать данные зоны, что приведет к загрузке близлежащих дорог. Соответственно, это вряд ли понравится местным жителям. Все это приведет лишь к росту социальной напряженности», - считает эксперт.
Еще одна задача нового законопроекта заключается в обеспечении приоритета общественного транспорта. В документе отмечается, что органы местного самоуправления будут обязаны «одновременно осуществлять компенсационные мероприятия, обеспечивающие достаточный уровень транспортной доступности территории для всех социальных групп населения». То есть, в зонах с платным въездом должны будут появиться новые маршруты общественного транспорта.
«Мы видим очередную попытку властей пересадить всех на автобусы».
«По всей видимости, мы видим очередную попытку властей пересадить автомобилистов на автобусы и троллейбусы. Если есть возможность улучшить работу общественного транспорта, почему бы это не начать делать прямо сейчас? Вряд ли плата, которую смогут взимать за въезд в определенные части города, сможет полностью покрыть расходы на комфорт общественного транспорта. У нас и сейчас в него вкладываются огромные деньги - одних только выделенных полос 200 километров ввели, кондиционеры везде поставили, Wi Fi провели. При этом водители на общественный транспорт не пересели. Не случится этого и сейчас», - заявил Мухортиков.Также у экспертов вызывает ряд вопросов техническая реализация проекта Минтранса. «Надо понимать, что процедура эта достаточно дорогостоящая. Мы же не можем просто перекрыть улицы шлагбаумами и поставить на каждом углу инспекторов, собирающих деньги. Для этого понадобится считывающая техника, которая обойдется в копеечку, индикаторы, радиометки на машинах. Кто все будет это оплачивать и устанавливать, я не знаю», - отметил в беседе с корреспондентом Autonews.ru глава Всероссийского движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.
По словам Лысакова, в данной ситуации не стоит забывать и о регионах. «Если субъекты получат такие полномочия, как назначать плату за въезд, мы получим просто сотни отдельных княжеств, которые установят шлагбаумы и будут требовать плату за въезд. Власти регионов не смогут отказаться от еще одной возможности пополнить бюджет», - отметил эксперт.
«Регионы не смогут отказаться от возможности пополнить бюджет».
При разработке проекта Минтранс обратился к опыту других стран, где уже давно действует плата за въезд в отдельные части городов. С подобными рекомендациями на экспертном совете при столичном правительстве в сентябре выступил глава международного союза общественного транспорта Алан Флауш. В качестве одного из примеров он привел Лондон, где день перемещений по центру города обходится автовладельцу в 11 фунтов 50 пенсов (693 рубля). Такая цена действительна в будние дни с 7 до 18 часов. По выходным и в вечернее время въезд в историческую часть британской столицы бесплатный. В городе эта норма действует с февраля 2003 года: с тех пор протяженность заторов в Лондоне заметно сократилась, в центр стало заезжать меньше машин, а освободившееся место заняли автобусы, такси и велосипеды.Однако, по мнению Мухортикова, английский пример здесь не очень корректен. Эксперт подчеркнул, что в Лондоне улично-дорожная сеть развита гораздо лучше, чем в Москве, не говоря уже о российской провинции. «Лондон шел к этому несколько лет. Проект активно обсуждался, дорабатывался и совершенствовался в техническом плане. У нас ничего подобного, как мы видим, не происходит. Для России это стандартная ситуация: поскорее принять решения, а потом годами устранять последствия. И стоит помнить, что в Лондоне ввод платы за проезд принес ряд проблем, и принятие этого законодательства оценивается среди местного экспертного сообщества очень не однозначно», - пояснил представитель экспертного центра Probok.net.
Напомним, идея ограничения въезда легковых автомобилей в отдельные районы города обсуждалась еще администрацией бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова. В 2006 году мэрия предложила выставить в центре города шлагбаумы и не пропускать автомобили экологического класса ниже «Евро-2». Был даже разработан законопроект, однако его так и не приняли.
Дмитрий Александров
Фото: Getty Images