К концу года бензин подорожает до 40 рублей
Бензин в России дорожает стремительно: на биржевом рынке стоимость стабильно прибавляет по 5% в месяц, в розничной продаже фиксируются сопоставимые цифры. Еще в июле цены на топливо достигли уровня, запланированного на конец 2014 года. Федеральная антимонопольная служба пообещала удержать цены, однако эксперты нефтегазовой отрасли не верят в реальность этого обещания.
«Если мы будем рассматривать все факторы, влияющие на цены на бензин, то их окажется очень много, - объяснил корреспонденту Autonews.ru генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев. – Можно выделить более важные, среди которых курс рубля к бивалютной корзине, размер акцизов и налог на добычу полезных ископаемых, и менее важные – к примеру, тарифы на транспортировку бензина от заводов-производителей до заправочных станций, тарифы на хранение и на производство смесевых бензинов. У нас есть модель, которая позволяет все это оценивать и рассчитывать – она учитывает 65 факторов».
Большая часть этих факторов свидетельствует об одном: очень скоро для отечественных автовладельцев бензин серьезно подорожает. Первостепенной причиной аналитики называют ослабление курса рубля. К концу августа нисходящая спираль привела национальную валюту к отметке в 37 рублей за доллар. «Если вы переведете цены на бензин в доллары, то увидите, что ощутимого повышения цен не было – выросла именно рублевая стоимость», - объясняет Танкаев.
«Падение на 4% – это достаточно небольшое колебание. Если мы посмотрим, насколько у нас упал курс рубля, то увидим, что валютный аспект повлиял намного сильнее, - уточняет Танкаев. – В то же время российские компании имеют большие сбытовые сети за рубежом. Соответственно, влияние внешних цен на внутренний рынок достаточно ощутимо».
Помимо внешних факторов в России существует одна большая причина, которая способна очень быстро разогнать розничные цены на топливо – это Таможенный союз. В следующем году граждане России смогут на себе прочувствовать эффект от экономической интеграции с Беларусью и Казахстаном: власти трех государств договорились унифицировать вывозные пошлины на нефть в своих странах, приняв за основу нормы, установленные Астаной. В результате России придется снизить собственные пошлины в пять раз.
«Когда рассчитывается экспортный паритет, в формулу закладываются ставки экспортных пошлин и акцизов. Если снижается ставка пошлины на нефть или нефтепродукты, эффективность экспорта растет, и в результате повышаются внутренние цены», - констатирует директор по развитию бизнеса независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов.
Рост НДПИ скажется не только на рядовых автовладельцах, но на целой отрасли нефтепереработки: налоговый маневр, де-факто, стимулирует рынок отказываться от нефтепереработки внутри страны ради наращивания экспортных объемов. В результате перевод акцента с пошлин на НДПИ спровоцирует снежный ком, выливающийся в неизбежное и регулярное повышение цен. Это произойдет из-за того, что каждому участнику рынка придется защищать свои интересы. Налоговый маневр будет проводиться поэтапно с 2015 по 2017 год – каждый год ставка НДПИ будет прибавлять от 100 до 200 рублей. В итоге к 2017 году налог достигнет 918 рублей за тонну нефти против нынешних 530 рублей.
Удержать скачкообразный рост цен правительство может корректировкой топливных акцизов – но и это палка о двух концах. В одном из проектов министерства финансов говорится об уменьшении акцизов. «Снижение акцизов должно частично компенсировать снижение пошлин, но, на мой взгляд, этого не произойдет и компенсации не будет», - считает Михаил Турукалов.
Эксперты склоняются к тому, что снижение акцизов способно повлиять на ситуацию лишь в краткосрочной перспективе – причем речь идет не о стабилизации цен, а о снижении темпов их роста. Стоит напомить,что в настоящий момент поступления от акцизов идут в региональные дорожные фонды, которые, в свою очередь, финансируют строительство и ремонт дорог. Выходит, что борьба Федеральной антимонопольной службы (ФАС) с удорожанием бензина может аукнуться автолюбителям ухудшением качества дорог.
Чтобы не жертвовать дорогами, акцизы можно увеличить. «Я видел несколько вариантов, последний как раз включает увеличение акцизов. Были опубликованы данные о трехступенчатом повышении в 2015, 2016 и 2017 году, - рассказывает генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал». – Мы сделали прикидки и установили, что в 2015 году только за счет роста НДПИ и акцизов цена на бензин увеличится на 10 процентов. То есть если сегодня 95-й бензин стоит в среднем 35 рублей за литр, то в будущем году он будет стоить 38 рублей 50 копеек – причем это произойдет сразу в начале года. Дальше цена будет подрастать постепенно – по нашей предварительной оценке, к концу будущего года цена 95-го бензина в Москве достигнет 40 рублей за литр».
А пока ФАС продолжает пытаться обуздать рост цен, правительство осложняет регулятору работу ужесточением экологических норм. «Со следующего года в России вводится стандарт Евро-4, а с 2016 года – обязательный переход на Евро-5. Поскольку на рынке до сих пор остаются бензин и дизельное топливо класса Евро-3, возникает риск того, что бензина, разрешенного к обороту на внутреннем рынке, в следующем году будет меньше. Все компании говорят, что они проводят модернизацию заводов для полного перехода на производство бензинов Евро-4 и Евро-5, но множество аварий на НПЗ в этом году заставляет воспринимать эти слова с осторожностью. У меня есть сомнения в том, что переход на Евро-4 пройдет гладко», - заключает Михаил Турукалов. Несложно предположить, что ожидаемый дефицит ликвидного бензина также внесет свою лепту в рост цен на розничном рынке.
Наконец, в 2015 году правительство планирует разрешить регионам вводить налог с продаж – и в перечне товаров, необлагаемых этим налогом, отсутствуют бензин и нефтепродукты. Таким образом, только этот налог способен спровоцировать единовременное удорожание топлива на 3% в начале года – в этом случае автовладельцы напрямую просубсидируют региональные бюджеты.
«Если цены на бензин и дизельное топливо не являются критичными для потребителей, то увеличение цены не влияет на объем потребления. Он может расти несколько медленнее, но все равно продолжает расти. Повышение цен на бензин в 2013 году привело к тому, что объемы потребления бензина стали падать, - говорит Рустам Танкаев. – Это один из важнейших факторов в сокращении темпов роста экономики. Рост цен на топливо означает фактическое снижение внутреннего валового продукта (ВВП) России. Поэтому решение об увеличении налоговой нагрузки на бензины мне кажется нерациональным – особенно если мы учтем, что сейчас экономика России находится не в лучшем положении».
«Обычно реальные оценки на следующий год мы делаем в декабре, когда документы подписаны и приняты. Но одно можно сказать точно: повышение цен на топливо обязательно приведет к уменьшению объемов работ в российской промышленности и сельском хозяйстве – а значит, к уменьшению ВВП. Таким образом правительство гробит экономику», - добавил Танкаев
Антон Погорельский
«Если мы будем рассматривать все факторы, влияющие на цены на бензин, то их окажется очень много, - объяснил корреспонденту Autonews.ru генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев. – Можно выделить более важные, среди которых курс рубля к бивалютной корзине, размер акцизов и налог на добычу полезных ископаемых, и менее важные – к примеру, тарифы на транспортировку бензина от заводов-производителей до заправочных станций, тарифы на хранение и на производство смесевых бензинов. У нас есть модель, которая позволяет все это оценивать и рассчитывать – она учитывает 65 факторов».
Большая часть этих факторов свидетельствует об одном: очень скоро для отечественных автовладельцев бензин серьезно подорожает. Первостепенной причиной аналитики называют ослабление курса рубля. К концу августа нисходящая спираль привела национальную валюту к отметке в 37 рублей за доллар. «Если вы переведете цены на бензин в доллары, то увидите, что ощутимого повышения цен не было – выросла именно рублевая стоимость», - объясняет Танкаев.
Первостепенной причиной подорожания бензина аналитики называют ослабление курса рубля.
Вторая причина, на которую в России повлиять не могут – это общемировая тенденция к уменьшению цен на нефть. Рост добычи в США и Ливии привел к тому, что с начала года стоимость барреля упала со 107 до 102 долларов. «Когда мировые цены на нефть растут, цены на бензин в России также растут, так как это соответствует мировой экономической конъюнктуре. Когда мировые цены на нефть падают, компании должны компенсировать недостающую прибыль на внешних рынках ценами на внутреннем рынке – в результате цены на бензин в России снова растут, что также соответствует мировой экономической конъюнктуре», - разъяснил механику процесса президент специализирующейся на экономической аналитике и консультировании компании НЕОКОН Михаил Хазин.«Падение на 4% – это достаточно небольшое колебание. Если мы посмотрим, насколько у нас упал курс рубля, то увидим, что валютный аспект повлиял намного сильнее, - уточняет Танкаев. – В то же время российские компании имеют большие сбытовые сети за рубежом. Соответственно, влияние внешних цен на внутренний рынок достаточно ощутимо».
Помимо внешних факторов в России существует одна большая причина, которая способна очень быстро разогнать розничные цены на топливо – это Таможенный союз. В следующем году граждане России смогут на себе прочувствовать эффект от экономической интеграции с Беларусью и Казахстаном: власти трех государств договорились унифицировать вывозные пошлины на нефть в своих странах, приняв за основу нормы, установленные Астаной. В результате России придется снизить собственные пошлины в пять раз.
«Когда рассчитывается экспортный паритет, в формулу закладываются ставки экспортных пошлин и акцизов. Если снижается ставка пошлины на нефть или нефтепродукты, эффективность экспорта растет, и в результате повышаются внутренние цены», - констатирует директор по развитию бизнеса независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов.
«Экспорт нефтепродуктов станет более выгодным, а розничные цены на бензин вырастут».
Чтобы не допустить обвала доходной части бюджета, правительство России решилось на так называемый налоговый маневр: уменьшение пошлин предлагается компенсировать повышением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Получается, что государство перекладывает налоговое бремя с иностранных покупателей на россиян. «Экспорт нефтепродуктов станет более выгодным, а розничные цены на бензин вырастут», - подтверждает представитель агентства независимой бизнес-аналитики «Инвесткафе» Григорий Бирг.Рост НДПИ скажется не только на рядовых автовладельцах, но на целой отрасли нефтепереработки: налоговый маневр, де-факто, стимулирует рынок отказываться от нефтепереработки внутри страны ради наращивания экспортных объемов. В результате перевод акцента с пошлин на НДПИ спровоцирует снежный ком, выливающийся в неизбежное и регулярное повышение цен. Это произойдет из-за того, что каждому участнику рынка придется защищать свои интересы. Налоговый маневр будет проводиться поэтапно с 2015 по 2017 год – каждый год ставка НДПИ будет прибавлять от 100 до 200 рублей. В итоге к 2017 году налог достигнет 918 рублей за тонну нефти против нынешних 530 рублей.
Удержать скачкообразный рост цен правительство может корректировкой топливных акцизов – но и это палка о двух концах. В одном из проектов министерства финансов говорится об уменьшении акцизов. «Снижение акцизов должно частично компенсировать снижение пошлин, но, на мой взгляд, этого не произойдет и компенсации не будет», - считает Михаил Турукалов.
Эксперты склоняются к тому, что снижение акцизов способно повлиять на ситуацию лишь в краткосрочной перспективе – причем речь идет не о стабилизации цен, а о снижении темпов их роста. Стоит напомить,что в настоящий момент поступления от акцизов идут в региональные дорожные фонды, которые, в свою очередь, финансируют строительство и ремонт дорог. Выходит, что борьба Федеральной антимонопольной службы (ФАС) с удорожанием бензина может аукнуться автолюбителям ухудшением качества дорог.
Чтобы не жертвовать дорогами, акцизы можно увеличить. «Я видел несколько вариантов, последний как раз включает увеличение акцизов. Были опубликованы данные о трехступенчатом повышении в 2015, 2016 и 2017 году, - рассказывает генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал». – Мы сделали прикидки и установили, что в 2015 году только за счет роста НДПИ и акцизов цена на бензин увеличится на 10 процентов. То есть если сегодня 95-й бензин стоит в среднем 35 рублей за литр, то в будущем году он будет стоить 38 рублей 50 копеек – причем это произойдет сразу в начале года. Дальше цена будет подрастать постепенно – по нашей предварительной оценке, к концу будущего года цена 95-го бензина в Москве достигнет 40 рублей за литр».
«К концу будущего года цена 95-го бензина в Москве достигнет 40 рублей за литр».
Если же включить в рассчеты неизбежную инфляцию, размер удорожания окажется еще более пугающим. «Насколько я знаю, по прогнозам министерства экономического развития России, в этом году ожидается инфляция на уровне 7,5 процентов. Разумеется, это также повлияет на цену», - отмечает Рустам Танкаев. «Цены росли и в прошлом – на уровне инфляции плюс минус пару процентов. Но в последние годы регулирующие органы следили за тем, чтобы рост не был чрезмерным», - рассказывает Григорий Бирг.А пока ФАС продолжает пытаться обуздать рост цен, правительство осложняет регулятору работу ужесточением экологических норм. «Со следующего года в России вводится стандарт Евро-4, а с 2016 года – обязательный переход на Евро-5. Поскольку на рынке до сих пор остаются бензин и дизельное топливо класса Евро-3, возникает риск того, что бензина, разрешенного к обороту на внутреннем рынке, в следующем году будет меньше. Все компании говорят, что они проводят модернизацию заводов для полного перехода на производство бензинов Евро-4 и Евро-5, но множество аварий на НПЗ в этом году заставляет воспринимать эти слова с осторожностью. У меня есть сомнения в том, что переход на Евро-4 пройдет гладко», - заключает Михаил Турукалов. Несложно предположить, что ожидаемый дефицит ликвидного бензина также внесет свою лепту в рост цен на розничном рынке.
Наконец, в 2015 году правительство планирует разрешить регионам вводить налог с продаж – и в перечне товаров, необлагаемых этим налогом, отсутствуют бензин и нефтепродукты. Таким образом, только этот налог способен спровоцировать единовременное удорожание топлива на 3% в начале года – в этом случае автовладельцы напрямую просубсидируют региональные бюджеты.
«Если цены на бензин и дизельное топливо не являются критичными для потребителей, то увеличение цены не влияет на объем потребления. Он может расти несколько медленнее, но все равно продолжает расти. Повышение цен на бензин в 2013 году привело к тому, что объемы потребления бензина стали падать, - говорит Рустам Танкаев. – Это один из важнейших факторов в сокращении темпов роста экономики. Рост цен на топливо означает фактическое снижение внутреннего валового продукта (ВВП) России. Поэтому решение об увеличении налоговой нагрузки на бензины мне кажется нерациональным – особенно если мы учтем, что сейчас экономика России находится не в лучшем положении».
«Обычно реальные оценки на следующий год мы делаем в декабре, когда документы подписаны и приняты. Но одно можно сказать точно: повышение цен на топливо обязательно приведет к уменьшению объемов работ в российской промышленности и сельском хозяйстве – а значит, к уменьшению ВВП. Таким образом правительство гробит экономику», - добавил Танкаев
Антон Погорельский