Поворот №10: каким получился «Сочи Автодром»
Себастьян Феттель стал первым гонщиком, проехавшим полный круг по новейшему «Сочи Автодрому» - трассе, которая с 10 по 12 октября 2014 года примет Гран-при России Формулы-1. Пилот команды Red Bull Racing управлял седаном Infiniti Q50. Вместе с чемпионом мира трассу опробовал корреспондент Autonews.ru.
«Осторожно, здесь может быть скользко», - бросил мне Феттель перед торможением на прямой. То есть до этого, по его мнению, все было нормально? На протяжении всего круга Себастьян ожесточенно атаковал поребрики и едва-едва вписывался в повороты: покрытие «Сочи Автодрома» так и норовило выбросить Infiniti Q50 за пределы дорожного полотна. Что же ждет меня в 10-м повороте?
Пожалуй, единственный раз я почувствовал скорость в вираже номер 6: все остальные участки Феттель проходил в умеренном темпе, не давая даже понять, что мы едем по автодрому для Формулы-1. Но чемпион не осторожничал: это свежеуложенный асфальт не давал разогнаться по-настоящему. В злополучном 10-м повороте Infiniti Феттеля выехала за пределы трассы всеми четырьмя колесами и едва не развернулась – на выходе Себастьяну пришлось возвращать машину из глубокого заноса.
Такая картина привычна для новых творений Германа Тильке – главного архитектора Формулы-1. Тильке спроектировал все новые автодромы чемпионата мира за последние 15 лет, и на свежих проектах архитектора первые километры всегда получаются проблематичными. Используемая при строительстве асфальтобитумная смесь требует нескольких недель на доведение до кондиции, и еще пары дней оживленных гонок для появления траектории и удаления скользкого налета.
Наиболее показательным получился пример США, где в 2012 году сдали в эксплуатацию «Автодром Америк». В первый соревновательный день на новой трассе пилоты жаловались на непредсказуемые характеристики асфальта и исходящие от дороги нефтяные испарения. За время тренировок спортсменам удалось «обрезинить» гоночную траекторию, что заметно улучшило сцепление с трассой – вот только за пределами идеальной траектории асфальт оставался по-прежнему скользким. Перед стартом гонщики высказывали опасения, что обгонять в таких условиях будет невозможно, так как любой выезд за пределы накатанной колеи сулил потери времени и риск разворота. Тем не менее, Гран-при США получился весьма зрелищным: на третий день заездов асфальт пришел в приемлемое состояние и позволил пилотам использовать всю ширину трассы.
В случае с Сочи «застрельщиками» выступят участники Российской Серии Кольцевых Гонок: с 26 по 28 сентября на «Сочи Автодроме» состоится этап национального кольцевого первенства. Лишь спустя две недели в Краснодарский край приедет Формула-1 – для чемпионата мира гонка в России станет 16-й из 19. Это единственный дебют среди трасс в календаре-2014.
Организаторы называют «Сочи Автодром» «полугородской» трассой. Формально гоночный комплекс действительно расположен в городе: с точки зрения картографии, вся территория от Центрального района Сочи до совхоза «Россия» на границе с Абхазией образует единую агломерацию Большого Сочи. В действительности трасса находится в Олимпийском парке, где, естественно, никто не живет и не ездит. В то же время, автодром легко можно увидеть с близлежащих дорожных развязок и из домов на горных склонах: подчас панорама из таких окон оказывается лучше, чем вид, открывающийся с трибун. Официально билеты «на балконы» не продаются, но особо упорные фанаты наверняка попробуют договориться с местными жителями о доступе на «VIP-места» во время Гран-при. Неплохой способ сэкономить 23 тысячи рублей за билет на главную трибуну.
«Въезд на пит-лейн узкий», - констатирует Феттель на круге возвращения в боксы. Себастьян мог и не уточнять: узость трассы можно назвать ключевой особенностью «Сочи Автодрома» наряду с продолжающейся стройкой и абсолютно плоским рельефом. По официальным данным, ширина дорожного полотна колеблется от 12 до 15 метров. По личным впечатлениям, 15-метровая отметка берется в лучшем случае раза два – трасса петляет между отслужившими свое олимпийскими зданиями и просто физически не может расшириться.
Бросается в глаза последний поворот: после относительно широкого по сочинским меркам «прямика» трасса ныряет вправо и сужается до минимального значения. Вписаться в этот поворот, конечно, можно, но вот пройти его бок о бок двумя машинами получится вряд ли: стены близко, а пространства для маневра катастрофически мало. Эта особенность может оказаться ключевой для баталий во время гонки. После заключительного виража пилотов ждет стартовая прямая с зоной DRS, а затем главное обгонное место – первый поворот. Если спортсмены не смогут подъехать к этому участку близко друг от друга, об обгонах придется забыть: в других зонах опережения затрудняют маленькие зоны вылета и 90-градусная компоновка поворотов. Получается, одно маленькое сужение грозит оставить без обгонов целую гонку…
В таких условиях главной приманкой для зрителей станет стратегия пит-стопов и нюансы пилотажа. За последним лучше всего наблюдать в третьем повороте: длинный левый «тягун» описывает полный полукруг вокруг Медальной площади и требует от гонщиков максимальной концентрации и исключительного чувства автомобиля. Даже на дорожной Q50 Феттель постоянно боролся с центробежной силой резкими доворотами руля – а ведь для Себастьяна характерен, скорее, плавный стиль пилотирования. Точное количество апексов «тягуна» подсчитать не удалось, но есть вероятность, что третий вираж «Сочи Автодрома» может сравниться со знаменитым восьмым поворотом турецкого «Истанбул-парка» с его четырьмя апексами и изматывающими перегрузками в 5g. Оговоримся сразу: эстетическое удовольствие от созерцания борьбы пилотов с законами физики получат только отъявленные фанаты «чистых гонок» и любители эпизодических аварий.
В остальном «Сочи Автодром» представляет собой собрание однотипных поворотов под прямыми углами, соединенных прямиками средней длины. Бетонные заграждения подступают вплотную к дороге: право на незначительную ошибку гонщики получают только на торможениях, где предусмотрены скромные асфальтовые зоны безопасности. Несмотря на близость стен, пилотам придется рисковать по-крупному: быстрое время на круге можно показать только наезжая на бордюры. «Здесь нужно атаковать поребрики», - уверен Феттель.
Сами бордюры достаточно высокие: при переезде через красно-белый поребрик машина попадает на оранжевый камень, отчетливо подбрасывающий автомобиль вверх. Подобный бордюр повредил спину Фернандо Алонсо на прошлогоднем Гран-при Абу-Даби: подскочив на камне, пилот Ferrari защемил нерв и целую неделю не мог водить машину. Будет интересно проследить, насколько массово пилоты последуют совету Феттеля атаковать поребрики «Сочи Автодрома» и не приведет ли такой подход к череде травм и вылетов.
«Себастьян уже который раз первым проезжает по новой трассе Формулы-1 до начала дебютного Гран-при. К примеру, так было в Корее и США. Думаю, Феттель постарается извлечь преимущество из сегодняшнего заезда», - рассказывает бывший пилот команды Red Bull и друг чемпиона мира Дэвид Култхард.
«Пробный заезд, несомненно, не повредит, - соглашается Феттель. – Российской трассы нет в симуляторе на базе Red Bull – команда пока продолжает собирать данные для построения модели».
На других трассах подход Феттеля оправдал себя: дебютный Гран-при США Себастьян завершил на втором месте, а гонку в Корее спортсмен выигрывал трижды. Эффективность «тренировочного» подхода Феттеля мы сможем проверить в октябре – за последние годы немец приучил болельщиков к победам на незрелищных трассах.
Антон Погорельский
«Осторожно, здесь может быть скользко», - бросил мне Феттель перед торможением на прямой. То есть до этого, по его мнению, все было нормально? На протяжении всего круга Себастьян ожесточенно атаковал поребрики и едва-едва вписывался в повороты: покрытие «Сочи Автодрома» так и норовило выбросить Infiniti Q50 за пределы дорожного полотна. Что же ждет меня в 10-м повороте?
Пожалуй, единственный раз я почувствовал скорость в вираже номер 6: все остальные участки Феттель проходил в умеренном темпе, не давая даже понять, что мы едем по автодрому для Формулы-1. Но чемпион не осторожничал: это свежеуложенный асфальт не давал разогнаться по-настоящему. В злополучном 10-м повороте Infiniti Феттеля выехала за пределы трассы всеми четырьмя колесами и едва не развернулась – на выходе Себастьяну пришлось возвращать машину из глубокого заноса.
Такая картина привычна для новых творений Германа Тильке – главного архитектора Формулы-1. Тильке спроектировал все новые автодромы чемпионата мира за последние 15 лет, и на свежих проектах архитектора первые километры всегда получаются проблематичными. Используемая при строительстве асфальтобитумная смесь требует нескольких недель на доведение до кондиции, и еще пары дней оживленных гонок для появления траектории и удаления скользкого налета.
Наиболее показательным получился пример США, где в 2012 году сдали в эксплуатацию «Автодром Америк». В первый соревновательный день на новой трассе пилоты жаловались на непредсказуемые характеристики асфальта и исходящие от дороги нефтяные испарения. За время тренировок спортсменам удалось «обрезинить» гоночную траекторию, что заметно улучшило сцепление с трассой – вот только за пределами идеальной траектории асфальт оставался по-прежнему скользким. Перед стартом гонщики высказывали опасения, что обгонять в таких условиях будет невозможно, так как любой выезд за пределы накатанной колеи сулил потери времени и риск разворота. Тем не менее, Гран-при США получился весьма зрелищным: на третий день заездов асфальт пришел в приемлемое состояние и позволил пилотам использовать всю ширину трассы.
В случае с Сочи «застрельщиками» выступят участники Российской Серии Кольцевых Гонок: с 26 по 28 сентября на «Сочи Автодроме» состоится этап национального кольцевого первенства. Лишь спустя две недели в Краснодарский край приедет Формула-1 – для чемпионата мира гонка в России станет 16-й из 19. Это единственный дебют среди трасс в календаре-2014.
Организаторы называют «Сочи Автодром» «полугородской» трассой. Формально гоночный комплекс действительно расположен в городе: с точки зрения картографии, вся территория от Центрального района Сочи до совхоза «Россия» на границе с Абхазией образует единую агломерацию Большого Сочи. В действительности трасса находится в Олимпийском парке, где, естественно, никто не живет и не ездит. В то же время, автодром легко можно увидеть с близлежащих дорожных развязок и из домов на горных склонах: подчас панорама из таких окон оказывается лучше, чем вид, открывающийся с трибун. Официально билеты «на балконы» не продаются, но особо упорные фанаты наверняка попробуют договориться с местными жителями о доступе на «VIP-места» во время Гран-при. Неплохой способ сэкономить 23 тысячи рублей за билет на главную трибуну.
«Въезд на пит-лейн узкий», - констатирует Феттель на круге возвращения в боксы. Себастьян мог и не уточнять: узость трассы можно назвать ключевой особенностью «Сочи Автодрома» наряду с продолжающейся стройкой и абсолютно плоским рельефом. По официальным данным, ширина дорожного полотна колеблется от 12 до 15 метров. По личным впечатлениям, 15-метровая отметка берется в лучшем случае раза два – трасса петляет между отслужившими свое олимпийскими зданиями и просто физически не может расшириться.
Бросается в глаза последний поворот: после относительно широкого по сочинским меркам «прямика» трасса ныряет вправо и сужается до минимального значения. Вписаться в этот поворот, конечно, можно, но вот пройти его бок о бок двумя машинами получится вряд ли: стены близко, а пространства для маневра катастрофически мало. Эта особенность может оказаться ключевой для баталий во время гонки. После заключительного виража пилотов ждет стартовая прямая с зоной DRS, а затем главное обгонное место – первый поворот. Если спортсмены не смогут подъехать к этому участку близко друг от друга, об обгонах придется забыть: в других зонах опережения затрудняют маленькие зоны вылета и 90-градусная компоновка поворотов. Получается, одно маленькое сужение грозит оставить без обгонов целую гонку…
В таких условиях главной приманкой для зрителей станет стратегия пит-стопов и нюансы пилотажа. За последним лучше всего наблюдать в третьем повороте: длинный левый «тягун» описывает полный полукруг вокруг Медальной площади и требует от гонщиков максимальной концентрации и исключительного чувства автомобиля. Даже на дорожной Q50 Феттель постоянно боролся с центробежной силой резкими доворотами руля – а ведь для Себастьяна характерен, скорее, плавный стиль пилотирования. Точное количество апексов «тягуна» подсчитать не удалось, но есть вероятность, что третий вираж «Сочи Автодрома» может сравниться со знаменитым восьмым поворотом турецкого «Истанбул-парка» с его четырьмя апексами и изматывающими перегрузками в 5g. Оговоримся сразу: эстетическое удовольствие от созерцания борьбы пилотов с законами физики получат только отъявленные фанаты «чистых гонок» и любители эпизодических аварий.
В остальном «Сочи Автодром» представляет собой собрание однотипных поворотов под прямыми углами, соединенных прямиками средней длины. Бетонные заграждения подступают вплотную к дороге: право на незначительную ошибку гонщики получают только на торможениях, где предусмотрены скромные асфальтовые зоны безопасности. Несмотря на близость стен, пилотам придется рисковать по-крупному: быстрое время на круге можно показать только наезжая на бордюры. «Здесь нужно атаковать поребрики», - уверен Феттель.
Сами бордюры достаточно высокие: при переезде через красно-белый поребрик машина попадает на оранжевый камень, отчетливо подбрасывающий автомобиль вверх. Подобный бордюр повредил спину Фернандо Алонсо на прошлогоднем Гран-при Абу-Даби: подскочив на камне, пилот Ferrari защемил нерв и целую неделю не мог водить машину. Будет интересно проследить, насколько массово пилоты последуют совету Феттеля атаковать поребрики «Сочи Автодрома» и не приведет ли такой подход к череде травм и вылетов.
«Себастьян уже который раз первым проезжает по новой трассе Формулы-1 до начала дебютного Гран-при. К примеру, так было в Корее и США. Думаю, Феттель постарается извлечь преимущество из сегодняшнего заезда», - рассказывает бывший пилот команды Red Bull и друг чемпиона мира Дэвид Култхард.
«Пробный заезд, несомненно, не повредит, - соглашается Феттель. – Российской трассы нет в симуляторе на базе Red Bull – команда пока продолжает собирать данные для построения модели».
На других трассах подход Феттеля оправдал себя: дебютный Гран-при США Себастьян завершил на втором месте, а гонку в Корее спортсмен выигрывал трижды. Эффективность «тренировочного» подхода Феттеля мы сможем проверить в октябре – за последние годы немец приучил болельщиков к победам на незрелищных трассах.
Антон Погорельский