Выделяй и властвуй: где в России есть полосы для автобусов
В ближайшее время протяженность выделенных полос для общественного транспорта в Москве вырастет на 28 километров – в дополнение к существующим 200. До конца 2014 г. полосы для автобусов и троллейбусов появятся на улице Профсоюзной, Варшавском и Ленинградском шоссе. При этом в столице «выделенки» принято считать экспериментом, хотя в других городах России такие полосы давно функционируют.
Отдельные полосы для маршрутных транспортных средств не считаются экзотикой с середины прошлого века. Первые примеры появились в Соединенных Штатах в 1940-х годах, в шестидесятых «выделенки» пришли в Европу. Нормы проезда таких участков были закреплены и в Советском Союзе, причем в отдельных городах подобные полосы не прекращают функционировать десятилетиями. К примеру, в Астрахани «выделенки» на улице Свердлова и Ленина существуют уже 35 лет .
Впрочем, в большинстве крупных российских городов к идее выделенных полос начали обращаться в последние 3-4 года – одновременно с бурным ростом автомобилизации. Зачастую в исторических центрах невозможно построить новые дорожные развязки без ущерба для городской архитектуры, да и деньги на масштабные реконструкции находятся не всегда: в таких условиях очевидным решением становится обособление полос для пассажирского автотранспорта.
«Выделенки» рисуют не только в городах-миллионниках вроде Перми, Омска или Уфы, но и в менее крупных населенных пунтах. К примеру, отдельные полосы для автобусов и троллейбусов есть в сравнительно небольших Чебоксарах и Ижевске.
Показателен пример Вологодской области, в которой есть два города с практически одинаковой численностью населения. Известный своим металлургическим производством Череповец насчитывает 316 тысяч жителей, в соседней Вологде проживают 308 тысяч человек. В первом случае система работает и пользуется позитивными отзывами пассажиров. Во втором случае внедрение «выделенок» заблокировали местные власти. Заместитель начальника Департамента градостроительства и инфраструктуры по благоустройству Вологды Антон Мусихин констатировал неспособность города контролировать соблюдение ПДД на выделенных полосах и заявил, что создание таких полос «приведет к хаосу». В результате жители региона хвалят дорожную ситуацию в Череповце и жалуются на пробки в областном центре. Примечательно, что губернатор Вологодской области Олег Кувшинников даже не рассматривает введение выделенных полос в качестве возможного решения: вместо этого чиновник предлагает строить объездные дороги.
Отдельные полосы для маршрутных транспортных средств не считаются экзотикой с середины прошлого века. Первые примеры появились в Соединенных Штатах в 1940-х годах, в шестидесятых «выделенки» пришли в Европу. Нормы проезда таких участков были закреплены и в Советском Союзе, причем в отдельных городах подобные полосы не прекращают функционировать десятилетиями. К примеру, в Астрахани «выделенки» на улице Свердлова и Ленина существуют уже 35 лет .
Впрочем, в большинстве крупных российских городов к идее выделенных полос начали обращаться в последние 3-4 года – одновременно с бурным ростом автомобилизации. Зачастую в исторических центрах невозможно построить новые дорожные развязки без ущерба для городской архитектуры, да и деньги на масштабные реконструкции находятся не всегда: в таких условиях очевидным решением становится обособление полос для пассажирского автотранспорта.
«Выделенки» рисуют не только в городах-миллионниках вроде Перми, Омска или Уфы, но и в менее крупных населенных пунтах. К примеру, отдельные полосы для автобусов и троллейбусов есть в сравнительно небольших Чебоксарах и Ижевске.
Показателен пример Вологодской области, в которой есть два города с практически одинаковой численностью населения. Известный своим металлургическим производством Череповец насчитывает 316 тысяч жителей, в соседней Вологде проживают 308 тысяч человек. В первом случае система работает и пользуется позитивными отзывами пассажиров. Во втором случае внедрение «выделенок» заблокировали местные власти. Заместитель начальника Департамента градостроительства и инфраструктуры по благоустройству Вологды Антон Мусихин констатировал неспособность города контролировать соблюдение ПДД на выделенных полосах и заявил, что создание таких полос «приведет к хаосу». В результате жители региона хвалят дорожную ситуацию в Череповце и жалуются на пробки в областном центре. Примечательно, что губернатор Вологодской области Олег Кувшинников даже не рассматривает введение выделенных полос в качестве возможного решения: вместо этого чиновник предлагает строить объездные дороги.
Между тем, на прямую зависимость между увеличением километража дорог и ростом числа пробок указывают несколько ученых-урбанистов из разных стран: среди них профессор Пенсильванскогоуниверситета Вукан Вучик и датский архитектор Ян Гейл. По мнению экспертов, выделение полос для общественного транспорта уменьшает заторы, увеличивает пропускную способность дорог и снижает финансовую нагрузку на городской бюджет. Разрастание дорожной сети, напротив, провоцирует все новых людей садиться за руль личного автомобиля, тем самым создавая условия для пробок.
Похоже, активнее остальных в России транспортную математику осваивали в Казани: в столице Татарстана выделенные полосы получили более 40 улиц. Вместе с развитием метро это позволило избавить город от многокилометровых пробок: местные жители почувствовали эффект сразу после Универсиады.
В Ростове-на-Дону число таких улиц превышает два десятка, причем вместе с обособлением общественного транспорта город увеличивает количество светофоров и пешеходных переходов – удивительный пример работающего приоритета пешехода над водителем. Одновременно местные полицейские устраивают облавы на нарушителей, заезжающих на автобусные полосы. Правда, для Ростова-на-Дону такие меры стали вынужденными: после распада СССР в городе демонтировали множество трамвайных путей, из-за чего альтернативы выделенным полосам на дорогах просто не осталось. Метро в городе строить не планируется.
Бум автобусных полос переживает Краснодар: в 2014 году протяженность «выделенок» вырастет с 5 до 55 километров. В Тюмени новые участки для общественного транспорта появились 11 августа 2014 года – ожидается, что скорость автобусов на этих дорогах увеличится на 50 процентов. В Уфе и Кемерово действуют, скорее, московскими методами: выделенные полосы открываются маленькими порциями и с большими паузами.
Разумеется, без борьбы пешеходов с автовладельцами не обошлось. К примеру, в занимающем второе место в России по протяженности пробок Новосибирске выделенными полосами оснастили более 20 улиц. Зато на самом загруженном участке города – Дмитровском мосту – «выделенку» убрали через три недели после внедрения. Начальник отдела ГИБДД Управления МВД России по Новосибирску Александр Руденко сослался на «увеличившуюся нагрузку на мост» и пообещал «ни в какой мере не ущемлять права автолюбителей». Изнывающий от пробок Воронеж пробовал реанимировать транспортную систему похожим способом: выделенные полосы продержалась две недели, после чего власти пошли на попятный и стерли разметку.
Самыми бесполезными «выделенками» в России можно назвать транспортные полосы в Екатеринбурге и Волгограде. На ключевых дорогах этих городов давно нанесена разметка, запрещающая выезд автомобилей на крайнюю полосу, но это никого не останавливает: по свидетельствам местных жителей, водители спокойно паркуются поверх буквы «А» и практически никогда не получают за это штрафы. Естественно, ни о каком сокращении пробок здесь речи не идет.
Наконец, есть в России и действенные противники выделенных полос. В Кирове идея полос для автобусов и троллейбусов не первый год застревает на стадии обсуждения, а в Новокузнецке вместо помощи общественному транспорту хотят избавиться от трамвая – чтобы освободившееся от рельс место отдать автомобилям.
Ускорить массовое появление выделенных полос способен чемпионат мира по футболу. В преддверии турнир мэрии нескольких городов, выбранных для проведения матчей, впервые заговорили об отдельных зонах для общественного транспорта. Общественные дискуссии начались в Калининграде, Самаре и Нижнем Новгороде. Параллельно выделенные полосы вроде бы планируются в Рязани, Ставрополе и Челябинске – однако тон местных политиков не предвещает быстрого разрешения ситуации.
В данный момент главными проблемами выделенных полос являются слабый контроль за исполнением правил и нежелание водителей уступать место автобусам. Бороться с этим эксперт по городскому планированию Вукан Вучик предлагает следующим образом: «Наиболее эффективно физическое отделение выделенных полос, например, с помощью бордюров. Если же в качестве границы используется только белая линия, обеспечить защиту труднее всего. Такие автобусные полосы действительно становятся выделенными только при постоянном контроле со стороны органов правопорядка, а это дорогостоящее решение. Речь здесь идет не только о «московском менталитете», но и о логике поведения водителей, которые стремятся занять любую доступную полосу. Примерно так ведут себя водители во всех городах мира».
Антон Погорельский