branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Дело молодых: как устроен гоночный бизнес

Окно в Формулу-1. Именно так продает себя Формула-Renault 3.5, которая в эти выходные приезжает в Москву...
Дело молодых: как устроен гоночный бизнес
Дело молодых: как устроен гоночный бизнес
Окно в Формулу-1. Именно так продает себя Формула-Renault 3.5 - гоночная серия для спортсменов 18-24 лет, этапы которой проводятся по всей Европе. Очередной этап в эти выходные, 28-29 июня, проходит в России, на подмосковной трассе Moscow Raceway.

Какие-то пять лет назад подобных чемпионатов насчитывалось великое множество: конкуренцию Формуле-Renault 3.5 составляли GP2, Auto GP, Формула-2, Формула-Суперлига, A1 Grand Prix, International Formula Master... Сегодня большая часть этих чемпионатов разорилась: сначала конкуренты съели друг друга, а потом оставшихся добил финансовый кризис. Autonews рассказывает, как устроен бизнес «младших формул».

Российские компании, которые вкладывали деньги в молодежные гоночные серии за последние девять лет:
 
  • International Formula Master: ЛУКойл
  • Формула-Renault 3.5: Термософт, Баон, МРО «Техинком», СИБУР Холдинг, «Норильский никель», МЕТАЛЛСЕРВИС, КМП групп, РМД-Медиа, SBS, ИЛАН, СМП Рейсинг, «Лудинг», ЛУКойл, Газпромнефть*, Газпромнефть - смазочные материалы, госкорпорация Ростех, Газпромбанк
  • GP2: РЖД, Газпромбанк, Газпромнефть, «Лудинг»
  • Auto GP: ЛУКойл
  • Формула-2: ЛУКойл, Лудинг
  • Формула-3000: ЛУКойл

* - Курсивом выделены компании, принадлежащие государству

Первое правило: молодежные гоночные серии существуют не для зрителей. Во время соревнований на трибунах обычно сидят друзья и родственники пилотов, а болельщики почти не смотрят телетрансляции. Несмотря на невысокий зрительский интерес, юниорские гоночные серии - это бизнес, в котором вращаются миллионы долларов, а топливом для всего действа служит желание тысяч подростков пробиться в Формулу-1. Такие чемпионаты нужны пилотам и всем, кто хочет на них заработать.

Спортивная составляющая выглядит следующим образом. Успешный картингист, зачастую школьник, принимает решение идти в Формулу-1. Для этого пилоту нужно преодолеть несколько молодежных чемпионатов, в идеале - выиграть все, в которых стартовал. Тогда, если боссов больших команд из Королевских гонок впечатлит талант новичка, они возьмут его к себе в коллектив. Чтобы лучше подготовиться к повышенным нагрузкам Формулы-1, рекомендуется пройти как можно больше промежуточных ступеней: успехи в различных классах продемонстрируют способность спортсмена адаптироваться к новой технике, а обилие проведенных гонок в юниорских категориях выделит новобранца на фоне менее опытных товарищей.

Бизнес-модель устроена иначе. Для развития карьеры каждому пилоту необходимы спонсоры: без щедрых вливаний со стороны мало кто позволит себе тратить сотни тысяч долларов на регулярное обслуживание гоночных машин. Исключение составляют разве что наследники королевских семей и дети олигархов - за них платят родители. За счет спонсоров существуют гоночные команды с профессиональными инженерами и механиками: коллективы заключают контракты с гонщиками только за предоплату.
 

Дело молодых: как устроен гоночный бизнес


Тут в дело вступает руководство гоночной серии. Все молодежные первенства Европы представляют собой монокубки - то есть, пилоты соревнуются на идентичных автомобилях одного и того же производителя. Со спортивной точки зрения подход оправдан: принцип «одно первенство - один поставщик» гарантирует равенство возможностей и с большой вероятностью выявляет объективно быстрейшего гонщика. Именно организаторы чемпионата выбирают поставщика, а затем получают комиссию с каждой проданной командам машины. Таким образом, чем больше становится участников, тем больше прибыли генерирует серия. Уйти к другому поставщику не получится при всем желании: за несоблюдение регламента «вольнодумцев» дисквалифицируют.

Российские пилоты Формулы-3000:
 
  • Виктор Маслов: 3 сезона, 32 гонки, 0 очков

Российские пилоты GP2:
 
  • Виталий Петров: 4 сезона, 91 гонка, 196 очков, 6 побед, вице-чемпион 2009 года
  • Михаил Алешин: 2 сезона, 14 гонок, 3 очка
  • Артем Маркелов: 1 сезон, 8 гонок, 0 очков

Российские пилоты Формулы-Renault 3.5:
 
  • Даниил Мове: 7 сезонов, 109 гонок, 159 очков
  • Михаил Алешин: 7 сезонов, 103 гонки, 379 очков, 4 победы, чемпион 2010 года
  • Сергей Афанасьев: 1 сезон, 6 гонок, 0 очков
  • Антон Небылицкий: 4 сезона, 57 гонок, 54 очка
  • Николай Марценко: 3 сезона, 38 гонок, 69 очков
  • Сергей Сироткин: 3 сезона, 24 гонки, 86 очков
  • Роман Мавланов: 1 сезон, 7 гонок, 0 очков
 

Дело молодых: как устроен гоночный бизнес


В начале двухтысячных на подступах к Формуле-1 существовал только один общепризнанный чемпионат для юниоров. Серия называлась Формула-3000, и практически каждый чемпион этого первенства получал заветный контракт на выступления в Формуле-1. Система была простой и понятной до тех пор, пока в дело не вмешался управляющий Формулой-1 Берни Экклстоун. Политическими маневрами британец довел Ф-3000 до коллапса, а на освободившееся место поместил собственное детище - серию под названием Grand Prix 2 (сокращенно GP2). Гонки нового первенства стали проводить в те же уикенды и на тех же трассах, что и Гран-при Формулы-1, а покровительство Экклстоуна придало чемпионату нужный статус - лучшие юниоры потянулись в GP2.

Параллельно набирала обороты Мировая серия Nissan. На этом чемпионате японский автопроизводитель зарабатывал деньги, продавая участникам собственные двигатели. Компания совсем не собиралась бросать вызов GP2 и Экклстоуну, но неожиданно для себя наткнулась на золотую жилу: число желающих поучаствовать росло из года в год. Разгадка крылась в более скромных финансовых требованиях: если на сезон в GP2 гонщикам требуются от полутора до двух миллионов долларов, то для Мировой серии Nissan достаточно втрое меньшей суммы. Надо ли говорить, что не все хорошие гонщики обладают мощным финансовым тылом? Так быстрые, но небогатые пилоты заполонили новый чемпионат.
 

Дело молодых: как устроен гоночный бизнес


В 2005 году альянс Renault-Nissan переименовал первенство в Формулу-Renault 3.5, а вскоре престиж чемпионата взлетел до уровня GP2. Первого же победителя серии, триумфатора сезона-2005 Роберта Кубицу, напрямую взяли в заводскую команду BMW в Формуле-1. Так в Renault-Nissan открыли ящик Пандоры: после успеха Формулы-Renault 3.5 Европу наводнили серии для «молодых и быстрых».

Динамика ключевых молодежных гоночных серий в Европе с 2005 по 2014 годы:
 
  • 2005 GP2, Формула-Renault 3.5, 3000 Pro Series, Итальянская Формула-3000, A1 Grand Prix
  • 2006 GP2, Формула-Renault 3.5, F3000 International Masters, Евросерия 3000, A1 Grand Prix
  • 2007 GP2, Формула-Renault 3.5, International Formula Master, Евросерия 3000, A1 Grand Prix
  • 2008 GP2, Формула-Renault 3.5, International Formula Master, Евросерия 3000, A1 Grand Prix, Формула-Суперлига
  • 2009 GP2, Формула-Renault 3.5, International Formula Master, Евросерия 3000, A1 Grand Prix, Формула-Суперлига, Формула-2
  • 2010 GP2, Формула-Renault 3.5, Auto GP, Формула-Суперлига, Формула-2, GP3
  • 2011 GP2, Формула-Renault 3.5, Auto GP, Формула-Суперлига, Формула-2, GP3
  • 2012 GP2, Формула-Renault 3.5, Auto GP, Формула-2, GP3
  • 2013 GP2, Формула-Renault 3.5, Auto GP, GP3
  • 2014 GP2, Формула-Renault 3.5, Auto GP, GP3

Рынок рос до вплоть 2009 года, когда даже славная своей медлительностью Международная автомобильная федерация (FIA) учредила собственную серию для кандидатов в Формулу-1. Первенство назвали Формулой-2.
 

Дело молодых: как устроен гоночный бизнес


К тому моменту в Европе насчитывалось как минимум пять аналогов, конкурирующих за кошельки молодых пилотов, не считая американских чемпионатов, которые предлагали схожие услуги. Разразившийся в 2008 году мировой финансовый кризис автоспортивное сообщество предпочло проигнорировать: контракты в гонках заключаются на несколько лет, так что последствия начавшейся экономии гоночная индустрия увидела только в 2009-м.

Спонсоры отказывались от обязательств, карьеры пилотов рушились, не успев толком начаться, а гоночные серии начали испытывать острый дефицит наличности. Не подготовленные к такому повороту чемпионаты разорялись скоропостижно: если в начале сезона руководство представляло обширный календарь и внушительный список участников, то к лету пилоты и организаторы этапов разбегались, оставляя первенства без средств к существованию.

Выжили самые сильные: GP2 и Формула-Renault 3.5. Отдельным счастливчикам пришлось сужать целевую аудиторию: так Auto GP оказался пристанищем для обеспеченных полулюбителей средних лет, которым хочется приобщиться к миру хоть каких-нибудь «формул». Желающие потратить деньги на такое хобби пока остаются, но в этом году число участников Auto GP сократилось до совсем неприличных 12 человек. Ни о какой «подготовке к Формуле-1», разумеется, речи уже не идет.
 

Дело молодых: как устроен гоночный бизнес


Ударив по чемпионатам, кризис попал и по гонщикам: теперь юниорам без связей стало практически нереально пробиться в высшую лигу автоспорта - с низших ступеней исчезли независимые спонсоры. Исключение в виде щедрых вложений Red Bull только подтверждает правило: серьезным компаниям больше не интересен автоспорт.

Лояльность сохранили только спонсоры, связанные с родителями пилотов или правительственными кругами разных стран - так в профессиональные чемпионаты хлынули сыновья бывших гонщиков вкупе с представителями разнообразных автократий, не жалеющих деньги на спортивный пиар. Венесуэла, Колумбия, Россия и другие страны, предоставляющие политической верхушке неограниченный доступ к государственной казне, делегировали в некогда престижные чемпионаты пилотов не самого высокого уровня. За таких «атлетов» команды требовали больше денег: одно дело взять в коллектив спортсмена на перспективу, и совсем другое - отдать машину человеку, способному разбивать по болиду на каждом этапе.

Ставки повысились и вытеснили оставшихся в игре хороших пилотов: система пожрала саму себя. В нынешнем пелотоне GP2 эксперты выделают всего четырех гонщиков, которые теоретически способны дорасти до Формулы-1 - в былые времена их было два десятка. В Формуле-Renault 3.5 талантливые пилоты сохранились, но их становится меньше с каждой гонкой: вместо 26 участников прошлого сезона на старт дебютного этапа-2014 вышел уже 21 человек. К заездам на Moscow Raceway пелотон недосчитался еще нескольких гонщиков. Среди выбывших - красноярец Николай Марценко. Компания ИЛАН, спонсировавшая россиянина, перекрыла финансирование в середине сезона.

Российские организации, спонсорские логотипы которых присутствуют на автомобилях молодежных гоночных серий в 2014 году (по состоянию на июнь):

1. СМП Рейсинг - компания аффилирована с СМП Банком братьев Ротенбергов. Директор компании Дмитрий Саморуков является совладельцем СМП Банка.

2. Национальный институт авиационных технологий - государственный научно-исследовательский институт под управлением Олега Сироткина - отца гонщика Сергея Сироткина, выступающего в Формуле-Renault 3.5.

* - Источники финансирования для пилота самой дорогой молодежной серии в мире GP2 Артема Маркелова не афишируются.

Всего три года назад по сценарию современной Формулы-Renault 3.5 развалилась Формула-Суперлига: участников становилось меньше и меньше, пока число желающих потратить деньги на гонки с открытыми колесами не упало до нуля. Годом ранее аналогичная судьба постигла Кубок наций A1 Grand Prix.

Дополнительное давление на Мировую серию Renault оказывает разрушительная политика FIA: в данный момент федерация активно возрождает менее быструю и более дешевую категорию «Формула-3». Поддержка FIA и низкий ценник привлекает в этот класс спортсменов, которые в прошлом предпочли бы Формулу-Renault 3.5.


Впрочем, не все так грустно. Умирание формульных чемпионатов способно оздоровить европейский гоночный рынок: если GP2 лишится конкурентов, серия сможет обрести статус единственной кузницы кадров для Формулы-1, что заметно упростит выбор пилотов для команд из Больших призов. Правда, выбирать придется не лучшего из быстрейших, а быстрейшего из богатых - останавливать нашествие медленных, но обеспеченных пилотов никто не собирается. И пока места в чемпионских командах занимают гонщики, которые не способны хотя бы раз финишировать в десятке, молодежные чемпионаты будут укреплять репутацию оторванного от реальности увеселения для богатых.

Что касается Формулы-Renault 3.5, то ближайший этап на автодроме Moscow Raceway вполне может оказаться последней гонкой этой серии на территории России. Так что если вы хотели увидеть, как молодые и горячие спортсмены выносят друг друга с трассы в отчаянной борьбе за внимание «формульных» начальников, то сейчас самое время: второго шанса может не быть.

Николай Григорьев