Депутаты Мосгордумы поддержали идею наказывать водителей, использующих шины не по сезону. Законопроект, предполагающий штраф в 2 тысячи рублей для водителей, не меняющих резину, внесли сенатор Вадим Тюльпанов и депутат Сергей Тен. Однако по мнению экспертов, данный документ недостаточно проработан, чтобы Госдума одобрила его.
Авторы законопроекта утверждают, что вводить сезонное ограничение на использование шин придется в любом случае. С 1 июля 2015 года в России начинает действовать технический регламент Таможенного союза, в котором прописаны запреты на эксплуатацию зимней резины летом и летней зимой. Кроме того, в нем указана допустимая глубина протектора, при которой допускается использовать шины.
В ГИБДД инициативу парламентариев уже одобрили. «Госавтоинспекция поддерживает это предложение. Водители прекрасно понимают, что зимой безопаснее ездить на специальной зимней или шипованной резине», - отметил начальник 2-го отдела управления ГИБДД Москвы Сергей Голованов.
Однако еще пару месяцев назад и в Мосгордуме, и в ГИБДД придерживались другого мнения. Тогда проект федерального закона об ответственности водителей за неправильное использование резины был отклонен. Депутаты указали на отсутствие в законопроекте регламента использования всесезонных шин, на которых нет шипов. Также парламентарии посчитали, что решение, на какой резине ездить, все-таки должно оставаться за автовладельцем.
Также депутаты указали на разницу климата в разных субъектах Российской Федерации, но механизм корректировки «зимних» и «летних» периодов в документе прописан не был. «Самый заинтересованный в безопасности автомобиля человек - это водитель. Государство не должно решать, что только оно знает, что безопасно, а что - нет. Нормы, определяющие безопасную толщину протектора, существуют, и ничего другого выдумывать не надо», - отметил председатель Мосгордумы Владимир Платонов.
В ГИБДД также заявляли, что на безопасность езду влияет не столько тип шин, сколько остаточная высота протектора. «Нет такой статистики, которая указывает на рост аварийности именно из-за шипов. Помимо этого, толщина протектора - более важный показатель: шина может быть шипованная, но стертая, и вот это как раз приводит к увеличению количества ДТП», - отмечала начальник правового управления УГИБДД по Москве Оксана Медведева.
По мнению первого зампреда комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслава Лысакова, от того, что в Мосгордуме поддержали этот законопроект, ничего не изменится. Шансы на то, что документ будет принят, очень небольшие.
«Поскольку этот законопроект расписали на комитет по транспорту, я могу предполагать, что он не пройдет по одной простой причине. Непонятно, кто будет определять, соответствует резина техрегламенту или нет. Сотрудник дорожно-патрульной службы этого не может делать. Вопросы контроля, реализации и правоприменения провисают в воздухе», - рассказал корреспонденту Autonews.ru Вячеслав Лысаков.
В предлагаемом документе прописан запрет эксплуатации автомобиля с летними шинами с декабря по февраль. Зимняя резина будет запрещена с июня по август. Однако предполагается, что интервалы можно будет менять в зависимости от региона. Также законопроект предлагает оценивать и степень изношенности резины.
Все эти требования уже прописаны в техническом регламенте, и новый документ будет просто его дублировать, уверен Вячеслав Лысаков. Если какие-то законодательные инициативы в отношении шин и нужны, то касаться они должны, в первую очередь, самого технического регламента. После вступления его в силу всесезонные шины автоматически превратятся в моносезонные. По мнению депутата, при составлении техрегламента были учтены интересы шинных компаний.
«Меня возмутило то, что протащили необходимость запрета всесезонки «M+S» по техрегламенту с глубиной протектора 4 миллиметра. Во всем мире, между тем, если зимний слой стирается, выступает маркер, который дает водителю это понять, что он зимой уже не имеет права на этой шине ездить, а как летняя резина она вполне может использоваться», - сказал Лысаков.
Напомним, впервые контролировать тип шин на транспортных средствах власти предложили после ЧП на трассе «Россия» в конце 2012 года. Тогда из-за мощного снегопада пробка из тяжеловозов парализовала движение на шоссе. Однако ранее речь велась исключительно о большегрузах, но, оказалось, что депутаты просто не знали, что зимней резины для грузовиков не существует.
Алексей Матвеев
Авторы законопроекта утверждают, что вводить сезонное ограничение на использование шин придется в любом случае. С 1 июля 2015 года в России начинает действовать технический регламент Таможенного союза, в котором прописаны запреты на эксплуатацию зимней резины летом и летней зимой. Кроме того, в нем указана допустимая глубина протектора, при которой допускается использовать шины.
В ГИБДД инициативу парламентариев уже одобрили. «Госавтоинспекция поддерживает это предложение. Водители прекрасно понимают, что зимой безопаснее ездить на специальной зимней или шипованной резине», - отметил начальник 2-го отдела управления ГИБДД Москвы Сергей Голованов.
Однако еще пару месяцев назад и в Мосгордуме, и в ГИБДД придерживались другого мнения. Тогда проект федерального закона об ответственности водителей за неправильное использование резины был отклонен. Депутаты указали на отсутствие в законопроекте регламента использования всесезонных шин, на которых нет шипов. Также парламентарии посчитали, что решение, на какой резине ездить, все-таки должно оставаться за автовладельцем.
Также депутаты указали на разницу климата в разных субъектах Российской Федерации, но механизм корректировки «зимних» и «летних» периодов в документе прописан не был. «Самый заинтересованный в безопасности автомобиля человек - это водитель. Государство не должно решать, что только оно знает, что безопасно, а что - нет. Нормы, определяющие безопасную толщину протектора, существуют, и ничего другого выдумывать не надо», - отметил председатель Мосгордумы Владимир Платонов.
В ГИБДД также заявляли, что на безопасность езду влияет не столько тип шин, сколько остаточная высота протектора. «Нет такой статистики, которая указывает на рост аварийности именно из-за шипов. Помимо этого, толщина протектора - более важный показатель: шина может быть шипованная, но стертая, и вот это как раз приводит к увеличению количества ДТП», - отмечала начальник правового управления УГИБДД по Москве Оксана Медведева.
По мнению первого зампреда комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслава Лысакова, от того, что в Мосгордуме поддержали этот законопроект, ничего не изменится. Шансы на то, что документ будет принят, очень небольшие.
«Поскольку этот законопроект расписали на комитет по транспорту, я могу предполагать, что он не пройдет по одной простой причине. Непонятно, кто будет определять, соответствует резина техрегламенту или нет. Сотрудник дорожно-патрульной службы этого не может делать. Вопросы контроля, реализации и правоприменения провисают в воздухе», - рассказал корреспонденту Autonews.ru Вячеслав Лысаков.
В предлагаемом документе прописан запрет эксплуатации автомобиля с летними шинами с декабря по февраль. Зимняя резина будет запрещена с июня по август. Однако предполагается, что интервалы можно будет менять в зависимости от региона. Также законопроект предлагает оценивать и степень изношенности резины.
Все эти требования уже прописаны в техническом регламенте, и новый документ будет просто его дублировать, уверен Вячеслав Лысаков. Если какие-то законодательные инициативы в отношении шин и нужны, то касаться они должны, в первую очередь, самого технического регламента. После вступления его в силу всесезонные шины автоматически превратятся в моносезонные. По мнению депутата, при составлении техрегламента были учтены интересы шинных компаний.
«Меня возмутило то, что протащили необходимость запрета всесезонки «M+S» по техрегламенту с глубиной протектора 4 миллиметра. Во всем мире, между тем, если зимний слой стирается, выступает маркер, который дает водителю это понять, что он зимой уже не имеет права на этой шине ездить, а как летняя резина она вполне может использоваться», - сказал Лысаков.
Напомним, впервые контролировать тип шин на транспортных средствах власти предложили после ЧП на трассе «Россия» в конце 2012 года. Тогда из-за мощного снегопада пробка из тяжеловозов парализовала движение на шоссе. Однако ранее речь велась исключительно о большегрузах, но, оказалось, что депутаты просто не знали, что зимней резины для грузовиков не существует.
Алексей Матвеев