Сыр из мышеловки
Продажи китайских автомобилей в России растут, как температура у больного гриппом – ощутимо, интенсивно и сбить ничем нельзя. По итогам 2013 года на фоне увеличения общего рынка, заметного лишь через микроскоп, все марки из Поднебесной достигли заоблачных показателей. Лидером стала компания Lifan, показавшая рост в 33,69% по сравнению с прошлым годом. Ей удалось продать 27 467 автомобилей. Впрочем, Geely, Great Wall и Chery отстают не сильно.
Контраргумент неприступен, как Великая китайская стена: «Да, это не «Мерседес», но он и стоит как одна его фара».
На первый взгляд, причина такой популярности лишь одна – ценовая привлекательность. Самый доступный среди новых китайских автомобилей — Lifan Smily – стоит 294 900 рублей (дешевле только Daewoo Matiz за 247 000 рублей). В то же время стартовая цена флагманского кроссовера Lifan X60 составляет уже 499 900 рублей, и это выше, чем у блестяще зарекомендовавшего себя Renault Duster — 488 000 рублей. Однако именно Х60 имеет 58% от совокупного объема продаж компании Lifan в России. И это невзирая на то, что большинство оценок в прессе и отзывов владельцев нельзя назвать позитивными. Контраргумент неприступен, как Великая китайская стена: «Да, это не «Мерседес», но он и стоит как одна его фара».
Выяснять, чего действительно стоят автомобили Lifan, мы отправились на родину марки в город Чунцин, в центральную часть Китая. Из плотной пелены смога на огромных развязках, многоярусных эстакадах и исполинских мостах появлялись вереницы картонных фургончиков и грузовичков, бесконечный поток самосвалов, бетономешалок и фур. Среди них суетились старые «фольксвагены», новые «хёндэ» и знаменитые «трешки» BMW с увеличенной колесной базой. На 33 миллиона китайцев, проживающих в административном округе Чунцин (общая площадь 82 403 км², равная размерам всей Австрии), хватило не так уж и много легковых автомобилей местного производства. По всей видимости, все они ушли на экспорт в Россию и Латинскую Америку.
Насчет цифр придется оговориться: несмотря на то, что они представлены компанией Lifan официально, их не стоит воспринимать буквально.
Во всем своем колорите национальный пассажирский автопром предстал перед нами уже только непосредственно на заводе Lifan. Он имеет два цеха – подготовительного этапа и сборки, каждый из которых рассчитан на производительность в 50 000 машин в год. В процессе строительства — новый завод, чья мощность должна составить 100 000 единиц запчастей, 150 000 автомобилей и 300 000 двигателей. Насчет этих цифр и всех последующих придется оговориться: несмотря на то, что они представлены компанией Lifan официально, их не стоит воспринимать буквально. На пресс-конференции для журналистов начальник завода, управляющие подразделений и даже сам господин Инь Миншань, основатель и владелец компании, придумывали ответы на любые вопросы буквально на ходу.
Вопрос: Почему все ваши модели не имеют единой стилевой линии?
Ответ: Потому что скоро каждая из них ляжет в основу новой марки. И вместо пяти машин, или сколько их у нас сейчас, будет пять разных брендов! Один из которых, конечно, лакшери.
В: Почему у внедорожника Х60 до сих пор нет полного привода, хотя у ваших китайских конкурентов есть?
О: Потому что изначально мы проектировали эту машину так, чтобы в полу багажника помещалось запасное колесо. У вас в России ведь плохие дороги? Но не волнуйтесь! Уже в следующем году мы станем предлагать полный привод.
В: Что это за система? Кто поставщик?
О: Мы сами разработали. Но, говорят, она получается, как на Porsche Cayenne.
Так прошли два часа: невероятные цифры, нереальные даты, фантастические коллаборации, сказочные превращения и захватывающие дух сенсации. Однако нужно предельно ясно понимать одну важную вещь: то, что сегодня звучит из уст китайцев и является преувеличением, выдумкой или даже откровенной ложью, через несколько лет почти наверняка станет правдой. Об этом свидетельствуют не только те данные, которые можно проверить (в год компания Lifan уже продает 3,5 миллиона двигателей и экспортирует свои автомобили в 83 страны мира, в 7 из которых имеются собственные сборочные цеха), но и масштабы пресловутого китайского экономического бума в целом. Эмоции очевидца великой стройки и великого производства могут быть описаны так: «Страшно».
Господин Инь Миншань цитирует сам себя: «Тот, кто зарабатывает деньги в Китае, побеждает на рынке. Тот, кто зарабатывает деньги за рубежом, - национальный герой». Все, что весь оставшийся мир может сделать, – это хотя бы четко сформулировать то, чего он для себя хочет. То он и получит. Нужно ли ему запасное колесо, или и запасное колесо, и полный привод? Нравится ли ему дизайн в духе Lexus (сейчас китайцы уверены, что нравится), или предпочесть классические итальянские эстетические ценности? Руководство компании Lifan говорит открытым текстом: «Скажите, что и как нам нужно сделать – мы сделаем! Являетесь автомобильным инженером или дизайнером и полны идей – приходите работать к нам!»
Эмоции очевидца великой стройки и великого производства могут быть описаны так: «Страшно».
Пока же то, что сделано, и то, как оно делается, вызывает сильную настороженность. Стены завода украшают фотографии героев труда, везде висят инструкции, правила и памятки. Однако рабочие на конвейере начинают изображать самозабвенный труд лишь в том случае, когда на них направлен объектив фотокамеры. Все стадии производства выполняются вручную. Лист металла отправляется на формовку при помощи 8 специалистов, еще двое жмут на кнопки пресса. В сварочном цеху во время нашего визита оказалось темно и безлюдно, лишь в двух местах огромное помещение, уставленное скелетами будущих машин, озарялось снопами искр. Самое большое скопление народа оказалось на линии сборки: первый мастер закручивает гайку на один оборот, другой – еще на один, а третий о чем-то задумался, и автомобиль так и проехал мимо него. Чем это чревато, мы узнали совсем скоро на заводском тестовом полигоне. За час езды по 100-метровой площадке, имитирующей различные неровности, Lifan Smily, Breez, Solano и новинка 2014 года, седан Lifan 720, стали издавать сначала жалостливые звуки, а затем и угрожающие. Цейтнот диктовал режим «с места в карьер», и тест модельного ряда вышел, прямо скажем, безжалостным: то газ в пол, то резкие торможения, завышенная скорость на «гребенке» и пара «полицейских» разворотов ради эффектных кадров. Впрочем, ни интересных фотографий, ни всестороннего понимания этих машин получить так и не удалось.
Первый мастер закручивает гайку на один оборот, другой – еще на один, а третий о чем-то задумался, и автомобиль так и проехал мимо него.
Общим минусом для всех автомобилей оказалась исключительно малая мощность мотора на низких оборотах. Двигатель раскручивается так неохотно, что тормозить в конце полигона приходилось, так и не набрав ощутимой скорости. Педаль тормоза на всех машинах была настроена по-разному: где-то ход был длинным, где-то коротким, но везде не хватало информативности. Коробке передач недостает четкости, хотя одометры нескольких машин не насчитали еще и 1000 километров. Впрочем, от всех этих грустных мыслей водителя всегда отвлекут различные скрипы и стук обшивки салона, а на крайний случай – невесть откуда отвалившаяся деталь, которую никуда не удается приладить.Пусть вас не смущают обобщения и отсутствие четкого описания каждой модели! Автомобили марки Lifan оказались штучным hand-made товаром, особенности каждого из которых зависят не от замысла и конструкции, а от слепой судьбы, позволяющей одним гайкам быть закрученными, а другим – нет. Управляющий заводом уверяет, что множество этапов производства выполняют роботы (которых нам почему-то отказались показать). Если это так, то и они тоже очень креативные ребята, сохранившие близость с природой, не сотворившей и двух совершенно одинаковых вещей. Каждый автомобиль Lifan уникален и самобытен. Так что есть в этих неказистых, каждая по-своему кривых машинках из чужой и далекой страны с неизведанной культурой что-то родное, понятое и принятое теми, кто всю жизнь провел рука о гаечный ключ с нашими отечественными автомобилями.
Каждый автомобиль Lifan уникален и самобытен. Двух одинаковых – не бывает.
На сегодняшний день модельный ряд Lifan в России представлен четырьмя машинами: кроссовером Х60, седаном и хэтчбеком Breez, седаном Solano и компактным хэтчбеком Smily. В конце прошлого года на Solano появилась важная инновация – вариатор. Для Х60 опцию в виде автоматической КП обещают к апрелю текущего года, а где-то еще через год, возможно, и полный привод. Скоро линейка моделей пополнится новым седаном Lifan 720 с двигателем объемом 1,8 литра. В марте грядет замена Breez на совершенно новую машину под названием 530 Cellia (расход топлива от 4,3 л/100 км). Затем ожидается рестайлинг Smily. Планируется, что к 2017-му автомобили Lifan будут иметь двигатели с турбонаддувом и прямым впрыском, а также автоматические коробки передач с двумя сцеплениями. Вот тогда выбор между новым китайским автомобилем, подержанной и сильно передержанной «иномаркой» и кредитом на драконовских условиях, возможно, перестанет быть столь безнадежным напоминанием о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.Олеся Репкина, специально для Autonews.ru