branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

«Как ни голосуй, ты будешь за платные парковки»

Дума одобрила первый за 20 лет референдум в городе, но эксперты утверждают, что он обернется фикцией...
Депутаты Мосгордумы поддержали инициативу по проведению референдума по вопросам платной парковки в центре столицы, признав предложенные вопросы соответствующими законодательству. Ориентировочно, мнение москвичей о платной парковке узнают в сентябре 2014 г. одновременно с выборами в городской парламент.

Опрос по платным парковкам станет первым за 20 лет референдумом в Москве. И то, прошлый был не городским, а всероссийским – в 1993 г. у жителей страны узнали, как они относятся к курсу Бориса Ельцина.

Напомним, введение платной парковки в Москве вызвало у автомобилистов целую массу вопросов. Помимо идейного нежелания платить за воздух, главный из них – ценообразование, особенно если учесть, что парковка в пределах Бульварного кольца подорожала до 80 руб. в час (было 50 рублей). А ценник в 60 руб. распространится на новые территории, охваченные платной парковкой, - до пределов Садового кольца. Недовольны и резиденты – автовладельцы, проживающие на ставших зоной платной парковки территориях. По их мнению, стоимость абонемента слишком высока, а ограничение в одну «местную» машину на семью (остальные приходится оплачивать по единому для всех тарифу) несправедливо. Последнее, впрочем, уже решается - резидентные решения начали выдавать по два на одну квартиру.

«А потом весь город станет платным? Получается, что мы делаем Москву городом для миллионеров».
Накаляет обстановку и сложившаяся вокруг идеи платных парковок атмосфера скандальности. Среди претензий, адресованных мэру Сергею Собянину и его заму, инициатору идеи платных парковок Максиму Ликсутову целесообразность платных парковок вообще (по мнению скептиков, они задумывались, как средство против пробок, а оказались дополнительным налогом), а также непрозрачную схему движения денег, полученных за парковку.

Последнего вопроса, впрочем, в списке референдума не значится. Депутаты «Справедливой России», которые и запустили данный процесс, предложили следующий набор:

1. Поддерживаете ли Вы решение Департамента транспорта Москвы о расширении зоны платной парковки до пределов Садового кольца?
2. Считаете ли Вы необходимым предоставить жителям - резидентам платной парковки право бесплатного паркования по месту жительства?
3. Считаете ли Вы необходимым введение платной парковки за пределами Садового кольца?
4. Поддерживаете ли Вы передачу органам местного самоуправления полномочий по администрированию зоны платной парковки, в том числе установлению льгот для жителей, сокращению/увеличению платных парковочных мест, а также поступлению платежей в местные бюджеты?


«Мы проводили митинги, были круглые столы, различные акции, флэшмобы. Это ничего не помогло. Поэтому мы пришли к мнению, что надо требовать, пытаться добиться проведения референдума», - так объяснил необходимость референдума секретарь Московского отделения «Справедливой России» и муниципальный депутат Таганского района Москвы Илья Свиридов в беседе с корреспондентом Autonews.ru.

Между тем, по мнению заместителя руководителя экспертного центра Probok.net Андрея Мухортикова, столь сильную негативную реакцию водителей вызвал не столько сам факт введения платных парковок в городе, сколько динамика увеличения этой зоны.

Чтобы провести референдум, необходимо за месяц собрать голоса 2% горожан - примерно 143 тысячи подписей.
«Появление такого рода общественного сопротивления - следствие головокружения от успехов в Департаменте транспорта. Мало того, что решили расширить в пределах Садового кольца, но и подняли цены. Причем все это сделано в течение очень короткого времени после появления первой платной зоны. Не решив проблемы, не устранив выявленные недостатки, не ответив на вопросы, власть повышает плату на 60% в пределах Бульварного, вводит плату на Садовом. У людей, естественно, возник вопрос: «А что дальше?». А дальше мы до Третьего дойдем, а потом и весь город станет платным? Получается, что мы делаем Москву городом для миллионеров», - объясняет эксперт причины недовольства автовладельцев.

«Нужно такие вещи делать в диалоге, а не поднимать цену на не совсем понятном обосновании. Я полагаю, что, скорее всего, люди выскажутся против расширения платной парковки, но до этого можно было не доводить», - добавил Мухортиков.

Между тем некоторые московские депутаты и вовсе считают проведение референдума разновидностью заигрывания с избирателями. Всенародное обсуждение в данном случае ничего не изменит. Законы современного города не изменить из-за того, что кому-то что-то не нравится, уверен муниципальный депутат московского района Щукино Максим Кац.

«Москва не может прожить без платных парковок, это вообще самая первая мера к какому-нибудь упорядочению транспортной ситуации в городе и приведению ее к тому, что не все, и все время будут стоять в пробке. Регулирование парковок, это вообще первое, что нужно делать - нет крупных городов в мире, где была бы свободная и бесплатная паковка», - утверждает депутат.

По закону, чтобы провести референдум, необходимо за месяц собрать голоса 2% горожан - примерно 143 тысячи подписей, после чего Мосизбирком, убедившись в их подлинности, назначит дату проведения всенародного обсуждения.

Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, считает, что собрать такое количество подписей вполне возможно. Но быть уверенным в результате нельзя. Пешеходов среди москвичей все же больше, нежели автомобилистов.

«Огромное количество людей в Москве не имеют автомобилей. И отсюда вопрос: как пенсионер будет решать: должен ли автомобилист из Бутова парковаться в центре платно или бесплатно?», - рассуждает Петр Шкуматов.

Среди москвичей, в том числе и автомобилистов, также хватает как сторонников, так и противников платных парковок. Обеспеченные люди готовы заплатить, чтобы не спускаться в метро или не идти сотни метров до офиса пешком. Другие же, напротив, считают, что практика взимания платы за стоянку в центре города, в конце концов, распространится и на окраины. А тогда даже у собственного дома в спальном районе поставить машину бесплатно будет нельзя. Результаты референдума во многом будут зависеть от того, аргументы какой из сторон покажутся горожанам более важными.

«Как пенсионер будет решать: должен ли автомобилист из Бутова парковаться в центре платно или бесплатно?»
«Если люди проголосуют против, то, естественно власть будет вынуждена свернуть зону платных парковок до сегодняшних границ: до Бульварного кольца. Соцопросы показывают, что мнения делятся приблизительно пополам. Поэтому все будет зависеть от того, каким образом будет проведена предреферендумная кампания, и кто сможет больше аргументов привести: сторонники или противники платных парковок»,- считает Илья Свиридов.

Андрей Мухортиков же уверен, что после одобрения Мосгордумой всех предложенных на референдум вопросов его итоги можно считать решенными. С платной парковкой в пределах Садового кольца придется жить не так долго.

«Если референдум удастся провести, удастся собрать необходимое количество подписей, то да - властям придется подчиниться решению референдума», - не сомневается замглавы Probok.net.

По мнению Максима Каца, референдум о парковках, чье бы мнение в итоге он ни продемонстрировал – обычная профанация. Когда речь идет о серьезной городской проблеме, так ставить вопрос нельзя. «Чистой воды популизм. Это то же самое, что вынести вопрос о том, что должен ли быть бесплатный хлеб или бесплатная колбаса. Есть, конечно, вероятность, что люди проголосуют за хлеб, или контроль над ценами или что-то такое, но ты же не выносишь на референдум вопрос: будет ли у меня вообще хлеб и за деньги, или у тебя его не будет, но бесплатно. Спрашивать людей, стоит ли платить за парковку – нельзя, неправильный подход!», - настаивает Максим Кац.

Координатор движения «Синие ведерки» тоже настроен пессимистично. По его мнению, вопросы к референдуму звучат так, что могут запутать горожан, а ответы на них в любом случае, могут быть истолкованы в пользу платных парковок: «Референдум в нынешнем виде выгоден, прежде всего, московским властям. Вопросы сформулированы таким образом, что, как бы ты ни проголосовал, ты будешь всегда за платные парковки. На референдум нельзя выносить частные вопросы. Должен был быть референдум по платным парковкам в принципе. Что там в центре города, что не в центре - это все вторично и решается путем встреч с жителями, путем работы городских властей. Вопрос должен быть один: «За» вы или «Против» платной парковки в пределах Садового кольца?»

«Они потом и дальше будут ссылаться на результаты референдума и говорить: «Парни, так все же поддержали платную парковку!» - подвел итог Петр Шкуматов.

Алексей Матвеев