Российских автомобилистов вновь пугают предстоящим бензиновым кризисом – по самым пессимистичным прогнозам, цены на бензин и дизтопливо до конца года вырастут на 13%, при этом водители ощутят вполне реальный дефицит «горючки». Причин для этого две: значительный рост автопарка и развитие дорожной сети при сохранении прежних объемом производства бензина и состоявшееся накануне повышение акцизов на топливо четвертого-пятого классов. Впрочем, эксперты, опрошенные Autonews.ru, уверены, что серьезных проблем все же удастся избежать, а кое-где бензин даже подешевеет.
«В России изменилось потребление бензина. За последнее время резко вырос парк автомобилей, существенно развилась автодорожная сеть. Соответственно, объемы перевозок увеличились, и потребление бензина выросло. При этом производство топлива осталось на прежнем уровне», - заявил ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев в интервью «Российской газете».
«Поэтому на российском рынке возник реальный дефицит бензина. В этой ситуации тот, кто его производит, может продавать тому, кто дороже заплатит. А поскольку на всех не хватает, то получает бензин тот, кто платит дороже. Поэтому цена и растет», - отметил эксперт, добавив, что ожидает 13%-го роста цен на топливо.
Однако в центре исследований конъюнктуры нефтяного и нефтехимического рынков ИАЦ «Кортес» считают, что 13% – это слишком много, а дефицит бензина легко может быть покрыт поставками из Белоруссии: «Думаю, что 13% - это избыточно. Даже если сложить все факторы – рост акцизов на 6%, удорожание железнодорожных перевозок топлива и прогрессирующую инфляцию – получается не более 10%, как это и прогнозировалось в начале года. Если учесть, что с тех пор прошло уже шесть месяцев, я не вижу причин для того, чтобы следующие полгода оказались какими-то «переломными».
«Дефицит, то есть, ажиотажный спрос на бензин, легко компенсируется поставками топлива из Белоруссии. На самом деле, нет никаких причин ожидать дефицита, особенно если учесть, что недавний скандал с неоплаченными растворителями между Белоруссией и Россией улажен. Кроме того, производство топлива в России в ближайшее время будет только расти, так как налоговая политика стимулировала инвестиции в нефтепереработку», - заявили корреспонденту Autonews.ru в ИАЦ «Кортес».
Реальным фактором для роста цен на топливо в 2013 г. станут повышенные с 1 июля ставки акцизов на топливо 4-5 классов: акциз на бензин класса «Евро-4» увеличен с 8,56 тысяч рублей до 8,96 тысяч рублей за тонну; «Евро-5» подорожал с 5,143 тысяч до 5,75 тысяч рублей. Акциз на дизельное топливо четвертого класса вырос до 5,1 тысяч рублей против 4,934 рублей за тонну; на дизельное топливо пятого класса акциз вырос с 4,334 до 4,5 тысяч рублей. Таким образом, средний рост акцизов составил 6%.
Кроме того, в силу вступил акциз на т.н. «печное топливо» в размере 5,86 тысячи рублей за тонну. Казалось бы, он никак не должен повлиять на расценки АЗС, однако, как объяснил Autonews.ru директор аналитического отдела «Инвесткафе Григорий Бриг, «печное топливо» выступает сырьем для производства суррогатного дизеля, а значит, акциз осложнит ситуацию на черном рынке, что отразится и на обычном рынке. Впрочем, по словам эксперта, рост цен все равно останется в пределах прогнозируемого – около 5%.
«Увеличение цен на топливо из-за повышения акцизов было спрогнозирован ранее, и я не вижу причин для какого-то незапланированного роста. Думаю, что цены до конца года подрастут еще на 5%, не более. Просто не вижу предпосылок для изменения прогноза: во-первых, цены на нефть на мировом рынке устоялись; во-вторых, правительство проводит определенную работу по контролю инфляции; и, наконец, ФАС весьма жестко пресекает попытки нефтяников повысить цены», - заявил он.
Последний фактор может привести к тому, что цены на бензин в некоторых регионах (где запасы топлива велики) даже немного снизятся – на 10-15 копеек. Отметим, что ранее контроль со стороны Федеральной антимонопольной службы уже вынуждал нефтяников снижать цены. Так, например, в апреле, после критики российских нефтеперерабатывающих компаний, не отреагировавших на снижение цен на нефть на мировом рынке, со стороны ФАС и Минфина, ЛУКОЙЛ заявил о снижении цен на нефтепродукты на своих АЗС, а также нефтебазах.
«В России изменилось потребление бензина. За последнее время резко вырос парк автомобилей, существенно развилась автодорожная сеть. Соответственно, объемы перевозок увеличились, и потребление бензина выросло. При этом производство топлива осталось на прежнем уровне», - заявил ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев в интервью «Российской газете».
«Поэтому на российском рынке возник реальный дефицит бензина. В этой ситуации тот, кто его производит, может продавать тому, кто дороже заплатит. А поскольку на всех не хватает, то получает бензин тот, кто платит дороже. Поэтому цена и растет», - отметил эксперт, добавив, что ожидает 13%-го роста цен на топливо.
Однако в центре исследований конъюнктуры нефтяного и нефтехимического рынков ИАЦ «Кортес» считают, что 13% – это слишком много, а дефицит бензина легко может быть покрыт поставками из Белоруссии: «Думаю, что 13% - это избыточно. Даже если сложить все факторы – рост акцизов на 6%, удорожание железнодорожных перевозок топлива и прогрессирующую инфляцию – получается не более 10%, как это и прогнозировалось в начале года. Если учесть, что с тех пор прошло уже шесть месяцев, я не вижу причин для того, чтобы следующие полгода оказались какими-то «переломными».
«Дефицит, то есть, ажиотажный спрос на бензин, легко компенсируется поставками топлива из Белоруссии. На самом деле, нет никаких причин ожидать дефицита, особенно если учесть, что недавний скандал с неоплаченными растворителями между Белоруссией и Россией улажен. Кроме того, производство топлива в России в ближайшее время будет только расти, так как налоговая политика стимулировала инвестиции в нефтепереработку», - заявили корреспонденту Autonews.ru в ИАЦ «Кортес».
Реальным фактором для роста цен на топливо в 2013 г. станут повышенные с 1 июля ставки акцизов на топливо 4-5 классов: акциз на бензин класса «Евро-4» увеличен с 8,56 тысяч рублей до 8,96 тысяч рублей за тонну; «Евро-5» подорожал с 5,143 тысяч до 5,75 тысяч рублей. Акциз на дизельное топливо четвертого класса вырос до 5,1 тысяч рублей против 4,934 рублей за тонну; на дизельное топливо пятого класса акциз вырос с 4,334 до 4,5 тысяч рублей. Таким образом, средний рост акцизов составил 6%.
Кроме того, в силу вступил акциз на т.н. «печное топливо» в размере 5,86 тысячи рублей за тонну. Казалось бы, он никак не должен повлиять на расценки АЗС, однако, как объяснил Autonews.ru директор аналитического отдела «Инвесткафе Григорий Бриг, «печное топливо» выступает сырьем для производства суррогатного дизеля, а значит, акциз осложнит ситуацию на черном рынке, что отразится и на обычном рынке. Впрочем, по словам эксперта, рост цен все равно останется в пределах прогнозируемого – около 5%.
«Увеличение цен на топливо из-за повышения акцизов было спрогнозирован ранее, и я не вижу причин для какого-то незапланированного роста. Думаю, что цены до конца года подрастут еще на 5%, не более. Просто не вижу предпосылок для изменения прогноза: во-первых, цены на нефть на мировом рынке устоялись; во-вторых, правительство проводит определенную работу по контролю инфляции; и, наконец, ФАС весьма жестко пресекает попытки нефтяников повысить цены», - заявил он.
Последний фактор может привести к тому, что цены на бензин в некоторых регионах (где запасы топлива велики) даже немного снизятся – на 10-15 копеек. Отметим, что ранее контроль со стороны Федеральной антимонопольной службы уже вынуждал нефтяников снижать цены. Так, например, в апреле, после критики российских нефтеперерабатывающих компаний, не отреагировавших на снижение цен на нефть на мировом рынке, со стороны ФАС и Минфина, ЛУКОЙЛ заявил о снижении цен на нефтепродукты на своих АЗС, а также нефтебазах.