Технический осмотр в России представляет собой классический вечный вопрос: кажется, как ни меняй местами слагаемые, передавая контроль над ним от автоинспекции страховым компаниям, а итоговая сумма не меняется – коррупция и бардак. Но, как стало известно накануне, уже подготовлен законопроект, ужесточающий контроль над проведением техосмотра.
В большей степени документ призван «подтянуть гайки» операторам. На сейчас многие пункты ТО из-под полы торгуют диагностическими картами, не предоставляя никаких других услуг. После принятия законопроекта в штате оператора должен будет числиться хотя бы один технический специалист, а органы исполнительной власти получат полномочия утверждать требования к технической базе и порядок использования передвижных диагностических линий. Еще одной антикоррупционной мерой должна стать точная методика подсчета стоимости услуг. Однако, как считает координатор «Синих Ведерок» Петр Шкуматов, последнее может обернуться ростом цен.
«Государственное регулирование редко доводит до добра, - уверен Шкуматов. – Везде, где правительство берется удержать цены, они подскакивают на порядок. Хотя это и обязательная услуга, но технический осмотр должен перейти в конкурентное состояние. В конце концов, страховые компании сами несут ответственность за выданные бланки. Так как расплачиваться за последствия аварий по причинам плохого состояния автомобилей приходится им же. Так что страховщики сами вправе устанавливать цены».
Законопроект также расширяет полномочия регулирующего органа - Российского союза автостраховщиков (РСА). Инспекции Союза получат право выносить предупреждения пунктам технического осмотра, если на них будут выявлены нарушения в проведении техосмотра или они не будут должным образом аккредитованы в РСА. Впрочем, по мнению президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина, это едва ли повлияет на ситуацию с покупными талонами: «Я видел этот законопроект. Ничего такого он из себя не представляет. Ну, дадут возможность РСА выносить предупреждения. Ах, как нечистые на руку операторы ТО испугались этого! Союз автостраховщиков – это саморегулирующаяся организация, а не государственное ведомство. Никакими карательными полномочиями оно не располагает. Максимум, может пожаловаться в суд или прокуратуру».
«Это как в анекдоте: из толстой коровы пытаются сделать тощую корову, но газели из нее все равно не выйдет. Технический осмотр необходимо полностью отменить, оставив его только для коммерческих, пассажирских и международных перевозок. В остальных случаях водитель должен нести полную ответственность. И, как показывает жизнь, есть ТО, нет ТО – ничего не меняется», - добавил эксперт.
Наконец, в документе говорится об «отказе в выдаче диагностической карты, подтверждающей допуск транспортного средства к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в соответствии с международными договорами Российской Федерации также за ее пределами, при несоответствии транспортного средства хотя бы одному из обязательных требований безопасности транспортных средств».
По мнению автоэксперта Сергея Асланяна, новая волна законодательных ужесточений приведет к тому, что ТО станет такой же «негласной статьей дохода», как и ОСАГО: «Совершенно понятно, что желание передать ТО в ведомство страховщиков – это попытка создать такой же негласный налог, как и ОСАГО. Ведь страховые компании чем удобны? Прозрачной бухгалтерией. Они исправно перечисляют деньги в бюджет, а автомобилисты – удобная мишень для выкачивания денег. Если человек на машине, то он точно платежеспособен».
«Реформа в этой области давно назрела, но не в сторону нахмуривания государственных бровей - технический осмотр необходимо совсем отменить. В сущности, его и так нет – это способ взимания денег и доведения до инфаркта дедушек, но как такового технического контроля нет. Да он и не нужен - такого понятия как ТО нет в Америке, нет в Грузии или на Украине. А ведь на Украине автопарк не моложе нашего, там, в основном, разбитые «Жигули» катаются. И ничего, никаких общенациональных катастроф из-за отмены техосмотра не случилось», - добавил Асланян.
Напомним, что реформа техосмотра была инициирована Дмитрием Медведевом в 2012 году. Полномочия по контролю прохождения ТО были изъяты у ГИБДД в июле 2012 года. Однако уже в ноябре операторы техосмотра обратились в правительство с жалобой, что около 90% водителей предпочитают не ездить на осмотр в сервисы, а покупать готовые талоны на стороне.
В большей степени документ призван «подтянуть гайки» операторам. На сейчас многие пункты ТО из-под полы торгуют диагностическими картами, не предоставляя никаких других услуг. После принятия законопроекта в штате оператора должен будет числиться хотя бы один технический специалист, а органы исполнительной власти получат полномочия утверждать требования к технической базе и порядок использования передвижных диагностических линий. Еще одной антикоррупционной мерой должна стать точная методика подсчета стоимости услуг. Однако, как считает координатор «Синих Ведерок» Петр Шкуматов, последнее может обернуться ростом цен.
«Государственное регулирование редко доводит до добра, - уверен Шкуматов. – Везде, где правительство берется удержать цены, они подскакивают на порядок. Хотя это и обязательная услуга, но технический осмотр должен перейти в конкурентное состояние. В конце концов, страховые компании сами несут ответственность за выданные бланки. Так как расплачиваться за последствия аварий по причинам плохого состояния автомобилей приходится им же. Так что страховщики сами вправе устанавливать цены».
Законопроект также расширяет полномочия регулирующего органа - Российского союза автостраховщиков (РСА). Инспекции Союза получат право выносить предупреждения пунктам технического осмотра, если на них будут выявлены нарушения в проведении техосмотра или они не будут должным образом аккредитованы в РСА. Впрочем, по мнению президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина, это едва ли повлияет на ситуацию с покупными талонами: «Я видел этот законопроект. Ничего такого он из себя не представляет. Ну, дадут возможность РСА выносить предупреждения. Ах, как нечистые на руку операторы ТО испугались этого! Союз автостраховщиков – это саморегулирующаяся организация, а не государственное ведомство. Никакими карательными полномочиями оно не располагает. Максимум, может пожаловаться в суд или прокуратуру».
«Это как в анекдоте: из толстой коровы пытаются сделать тощую корову, но газели из нее все равно не выйдет. Технический осмотр необходимо полностью отменить, оставив его только для коммерческих, пассажирских и международных перевозок. В остальных случаях водитель должен нести полную ответственность. И, как показывает жизнь, есть ТО, нет ТО – ничего не меняется», - добавил эксперт.
Наконец, в документе говорится об «отказе в выдаче диагностической карты, подтверждающей допуск транспортного средства к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в соответствии с международными договорами Российской Федерации также за ее пределами, при несоответствии транспортного средства хотя бы одному из обязательных требований безопасности транспортных средств».
По мнению автоэксперта Сергея Асланяна, новая волна законодательных ужесточений приведет к тому, что ТО станет такой же «негласной статьей дохода», как и ОСАГО: «Совершенно понятно, что желание передать ТО в ведомство страховщиков – это попытка создать такой же негласный налог, как и ОСАГО. Ведь страховые компании чем удобны? Прозрачной бухгалтерией. Они исправно перечисляют деньги в бюджет, а автомобилисты – удобная мишень для выкачивания денег. Если человек на машине, то он точно платежеспособен».
«Реформа в этой области давно назрела, но не в сторону нахмуривания государственных бровей - технический осмотр необходимо совсем отменить. В сущности, его и так нет – это способ взимания денег и доведения до инфаркта дедушек, но как такового технического контроля нет. Да он и не нужен - такого понятия как ТО нет в Америке, нет в Грузии или на Украине. А ведь на Украине автопарк не моложе нашего, там, в основном, разбитые «Жигули» катаются. И ничего, никаких общенациональных катастроф из-за отмены техосмотра не случилось», - добавил Асланян.
Напомним, что реформа техосмотра была инициирована Дмитрием Медведевом в 2012 году. Полномочия по контролю прохождения ТО были изъяты у ГИБДД в июле 2012 года. Однако уже в ноябре операторы техосмотра обратились в правительство с жалобой, что около 90% водителей предпочитают не ездить на осмотр в сервисы, а покупать готовые талоны на стороне.