branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

«Мы научим русских делать хорошие автомобили»

Джон Мартин из Nissan - об АвтоВАЗе, сотне японцев и мистере Путине...
Пожалуй, самое необычное интервью на автосалоне в Женеве мы взяли у главного вице-президента Nissan по производству Джона Мартина. Он неожиданно начал говорить о том, как познать таинственную русскую душу и о том, что знает, как помочь АвтоВАЗу выпускать такие автомобили, которыми будет гордиться вся страна.


- Для начала традиционный вопрос. Европа переживает последствия финансового кризиса. Эксперты предрекают серьезный регресс автомобильного рынка. Как вы оцениваете перспективы Nissan, чего ждете в ближайшие несколько лет?

- Начиная с ноября 2012 года, рост рынка значительно замедлился. Причины падения, на самом деле, на 100% не ясны никому. Российская экономика сейчас на подъеме. Уровень жизни в больших городах растет. Что происходит? Нам кажется, люди смотрят на Запад и думают: «Боже, там экономические проблемы». Именно поэтому покупательская способность снижается. Судя по истории России, местные жители очень чувствительны даже к самому незначительному ухудшению экономической ситуации в мире. Это не удивительно, они помнят по-настоящему плохие дни. Вот почему они так остро реагируют на проблемы на Западе. Как долго это продлится? Не думаю, что долго. Это наше видение проблемы.

Мы уверены, что уже скоро покупатели вернутся и снова начнут активно покупать машины. У России есть натуральные ресурсы: газ и нефть, которые по-прежнему стоят дорого. Мистер Путин развивает поставки газа во многие страны, так что фундаментально, мне кажется, на данный момент российская экономика стабильна, ей ничего не грозит. Мы готовы запустить новые машины в России, например, Note. Мы уверены, что они будут иметь спрос. Кроме того, мы активно сотрудничаем с АвтоВАЗом, на мощностях которого собирается новая Almera. В общем, мы вполне уверены в успехе. В сотрудничестве с Renault и АвтоВАЗ мы достигли глубокого понимания российского рынка. Наши производственные линии очень гибки. Мы готовы быстро переключиться с выпуска модели А на выпуск модели Б. Вот почему мы настроены позитивно относительно российского рынка.

- Какие преимущества, на ваш взгляд, дает локальное производство? Я общался с представителями разных компаний, и некоторые из них говорили, что это не имеет смысла, другие - что это большой плюс для бренда.

- Я уверен, что люди, которые говорят, локальное производство в России не дает преимущества, немного сумасшедшие. Доставка автомобилей в вашу страну очень дорога. Несмотря на вступление в ВТО, пошлины на ввоз все еще высоки. Вы просто обязаны иметь локализованные производства. Условия российского рынка уникальны. Ваша страна такая огромная: целых 9 часовых поясов. У вас есть очень жаркие регионы и те, где, наоборот, очень холодно.

Чтобы продавать здесь машины, ты должен понять Россию. Это одна из причин, по которой мы локализовали производство в России. Вторая причина, и это я сегодня говорю по секрету, мы собираемся расширить наш отдел исследований и разработки в России. Мы делаем это, потому что мы понимаем, российский рынок – это огромное количество покупателей.

Если вы посмотрите на количество машин на 1000 человек в России, то поймете, что этот показатель более чем в два раза меньше, чем на Западе. Жители вашей страны хотят покупать автомобили: качественные и надежные. Российский потребитель становится все более и более требовательным. С развитием интернета люди начинают узнавать абсолютно все о машинах. Это приводит к тому, что они четко знают, что хотят иметь в своем автомобиле, а что им не нужно. Те, кто не имеет локализованного производства, не могут до конца понять российский рынок.

Более того, я сторонник того, что компания должна локализовать и поставку комплектующих. Японские, европейские компании по производству комплектующих должны открывать в России свои заводы, нанимать российских сотрудников. Только тогда они поймут особенности рынка и смогут быть успешными здесь. Такой подход позволит нам не только делать лучшие машины, но и продавать их по лучшей цене. Мы очень хорошо это понимаем, ведь среди всех японских компаний именно мы - самая глобальная.

Посмотрите на наш завод в России, в Санкт-Петербурге. Им управляет российская команда. Вице президент – Дмитрий Михайлов – очень молодой специалист. Директор по производству – Евгений Шевелев – тоже очень молод. И они выполняют фантастическую работу. В прошлом году наш завод получил награду от мистера Гона, как лучший завод Renault и Nissan. В общем, все эти люди, которые говорят, что локализация не нужна, они просто уверены, что русские не умеют делать хорошие машины. Это неправда. Они могут делать отличные автомобили. Подытожу: ты должен делать машины в России, понимать Россию и предлагать российскому покупателю именно то, что ему нужно. Такова моя точка зрения.

- Правильно ли я понимаю, что кроме экономических аспектов, это еще некоторая возможность ментально приблизиться к пониманию российской души?

- Россия на протяжении многих столетий обладает абсолютно уникальной культурой. Близко в Западу, но совсем иначе. Чтобы понять это, нужно какое-то время путешествовать по стране. Приезжаете в Санкт-Петербург или Москву и понимаете, что они выглядят как западноевропейские города, мегаполисы. Потом отправляетесь далеко на запад, во Владивосток, и здесь вы видите часть России, которая ближе к Азии. Поедете в Тольятти и увидите нечто совершенно иное, что-то оставшееся от Советского Союза. Я вижу Россию как страну, состоящую из многих частей. Как бы дико это не звучало, но, мне кажется, в чем-то она похожа на США. Там штаты, абсолютно не похожие друг на друга, но подчиняющиеся одной конституции, здесь примерно схожая ситуация. Если вы строите что-то в России и привлекаете к этому местных жителей, они покажут вам, что такое эта страна. Это единственный верный способ понять Россию.

Я считаю, что Россия просыпается, начинает осознавать свое место в мировой иерархии. Пока ты не поймешь все, что происходило с этой страной: от коммунистов до полного беспредела и, наконец, до мистера Путина и мистера Медведева, ты не будешь здесь успешен. Конечно, любой бизнесмен, приезжающий в Москву или Санкт-Петербург на встречу, может сказать, что понял эту страну. Но нет, чтобы действительно понять это, нужно проехать, например, 1 200 км от Тольятти до Ижевска. Только так ты узнаешь эту страну. Только если будешь работать и жить здесь.

Еще один момент. Русские люди настолько хорошо образованы! Даже совсем юные ребята, которых мы нанимаем после школы или института, обладают огромным набором знаний. Нам очень легко научить их чему-то новому. Например, как делать качественные машины.

Безусловно, иногда у жителей России есть проблемы с представлением о самих себе. Они не уверены, что способны делать качественные машины. Но убеждаем их в том, что они действительно способны на это. До того, как Nissan пришел в Великобританию, местные автомобили были тоже весьма низкого качества. Стоили при этом дорого. Nissan изменил это. Теперь один из наших лучших и самых продуктивных заводов находится именно в Объединенном Королевстве. Поэтому я говорю людям, которые уверены в том, что русские не могут делать хорошие машины, что они ошибаются. И именно они и только они смогут сделать лучший автомобиль для жителя России. В вашей стране есть очень молодая, но очень талантливая и способная рабочая мощь: производства и специалисты. На мой взгляд, нет никаких вопросов: Россия может делать квалифицированный продукт. Мой завод в Великобритании, мой завод в Испании и мой завод в России – имеют огромное преимущество перед более старыми предприятиями вроде АвтоВАЗа.

Вы знаете, что мы сотрудничаем с АвтоВАЗом, но я был на их заводе, встречался с сотрудниками. Единственное отличие специалиста с этого предприятия от специалиста с любого другого крупного европейского или американского завода – это то, что он не всегда имеет возможность отправиться в Японию, Великобританию, США и посмотреть на работу лучших из лучших, научиться у них чему-то, перенять опыт. Одна из наших основных целей – превратить LADA в бренд самого высокого качества. И я уверен, что мы справимся. В конце концов, делать хорошие машины не так уж и сложно. Вы проектируете их, договариваетесь с поставщиками комплектующих, собираете коллектив профессионалов, которые трудятся в хороших условиях – и вы сделаете хорошо, что угодно. Нет проблем.

- Честно говоря, очень впечатляет. Я впервые сталкиваюсь с таким подходом. Вы говорили об образованных и талантливых людях. Согласен с вами. Вопрос в другом. Какой путь уместнее, чтобы помочь АвтоВАЗу делать хорошие машины, на ваш взгляд: разогнать всех и набрать талантливых людей и научить их всему, или все-таки пытаться переучить большую часть тех людей, что управляют и работают на предприятии сейчас?

- Честно говоря, у нас нет выбора. Мы заключили договор с АвтоВАЗом. Мы заключили договор с мистером Путиным. Мы будем работать с теми, кто трудится на предприятии сейчас. И мы будем учить их, как делать хорошие машины. Мы будем инвестировать в АвтоВАЗ. Вы знаете, покрасочный цех на заводе, например, выше всяких похвал. Результат работы вы можете увидеть уже в новых Lada Largus и Nissan Almera.

Возьмем Largus. Мне кажется, российский потребитель может быть доволен этим автомобилем. Понятно, что он относится к очень специфическому классу MPV. Однако эта машина обладает современным дизайном, большой вместимостью, хорошей линейкой двигателей. Она построена на платформе Renault. Сейчас мы начинаем производство Almera. И она идеальна для удовлетворения требований многих российских покупателей. Это большой седан с большим багажником, на котором с комфортом можно проезжать большие расстояния. Двигатель отличный. Фундаментально, это автомобиль Nissan с шильдиком Nissan. И это важно.

Чтобы построить эту машину нам понадобилось много-много людей, занятых на производстве. Некоторые из них работали на АвтоВАЗе давно, другие были наняты недавно. И знаете что? Они все сработали отлично. И хочу сказать вам, качество этого автомобиля, сошедшего с конвейера АвтоВАЗ, не будет отличаться от машины, выпущенной любым другим нашим заводом. Мы просто не допустим этого. У нас есть стандарт качества – стандарт Nissan.

Когда я начал посещать АвтоВАЗ, многие люди там сильно нервничали. Как же так, стандарты Nissan, мы не сможем... Так вот, ваш вопрос был: можем ли мы научить рабочих АвтоВАЗ делать хорошие машины? Без проблем. Теперь они и сами понимают это.

Руководители компании тоже понимают, что единственный способ выжить и добиться успеха – начать делать автомобили, которые нужны российским покупателям. Люди не будут покупать Lada только потому, что она сделана в России. Они будут покупать ее, только если она обладает хорошим дизайном, отличным качеством и всеми необходимыми современному человеку вещами. Все люди на АвтоВАЗе либо уже поняли это, либо поймут в ближайшее время. И мы поможем им осознать это.

Ты не должен делать машины, которые, по твоему мнению, хотят люди, ты должен выпускать автомобили, которые люди действительно хотят. Я абсолютно уверен в нашем успехе. Renault проделал это с Dacia, а Volkswagen c Skoda. Мы сделаем это с АвтоВАЗом. И я скажу еще одно. Я хочу, чтобы россияне выпускали хорошие машины и чтобы весь мир говорил: «Да, они делают качественные автомобили». И это произойдет.

- Если у вас это действительно получится – будет замечательно.

- Да, и это будет замечательно не только для Тольятти, но и для всей России. Вы же знаете, что самые суровые критики России – это сами россияне. Вы же всегда недовольны и это здорово, потому что лучший продукт делают именно для самых требовательных потребителей. Я уже говорил об этом сегодня: все просто. Мы должны убедиться, что правильно понимаем, что именно нужно российскому покупателю. Как я уже говорил, из-за серьезного развития журналистики жители вашей страны имеют вполне четкую позицию: у них есть конкретная сумма денег, они хотят именно этот автомобиль, в определенном цвете, с нужными ему функциями и прямо сейчас, ждать они не хотят.

Возвращаясь к вопросу о локализации: как можно соответствовать этим требованиям, не имея производства в России? Плюс к тому рынок в вашей стране меняется очень быстро. Я вижу новое поколение россиян, знаю, что им тяжело путешествовать по миру и получить хорошую работу в другой стране. Нет проблем. Мы создадим такие рабочие места здесь.

Ученые, инженеры – их средний уровень в России – самый высокий в мире. Вы даете мне лучших ученых и инженеров, а я гарантирую, что мы посылаем их на лучшие заводы в мире. Они вернутся и будут делать лучшие машины. Нужно просто добавить к знаниям молодых людей огромный опыт производств в США, Японии, Америке и так далее. Теперь еще одно. Вот вы лично – попробуйте новую Almera.

- Обязательно сделаю это.

- Не сомневаюсь. Я бы хотел услышать ваше экспертное мнение. И я уверен, это машина – не то, что нужно конкретно вам. А что скажете о тех, у кого, к примеру, двое детей? Этот автомобиль комфортен, построен по самым высоким стандартам Nissan. Это уже прорыв для АвтоВАЗ. Они выпустили Nissan. И справились с этой задачей успешно. АвтоВАЗ уже может делать автомобили, за качество которых нам не стыдно.

- Люди, которые сейчас работают на АвтоВАЗе и которые выпустили Almera – автомобиль точно не идеальный, но действительно качественный, как они отреагировали на то, что, оказывается, этими самыми руками, которыми раньше они делали «Жигули», можно и Nissan смастерить?

- Ну, прямо сейчас, я уверен, у них стресс. У нас было около 100 японских специалистов, которые постоянно дергали рабочих: «Нет», «Так нельзя», «Стоп», «Переделай». Но сейчас автомобили появятся в продаже, сотрудники АвтоВАЗа начнут читать газеты. Я очень надеюсь, что журналисты будут объективны. И когда люди, делавшие этот автомобиль, прочитают, что он не идеален, но неплох, когда в каком-нибудь издании ему поставят 4 из 5 звезд, они будут очень горды, уверяю. Этот автомобиль - как большой толстый ребенок: он делает больно, когда появляется на свет. Это только начало. Безусловно, АвтоВАЗ будет выпускать Kalina с устаревшим дизайном и так далее. Но, уверяю вас, это начало длинного пути.

Николай Загвоздкин