branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Карма made in China

Недолгая история Fisker изобилует неприятностями. Гибридные спорткары слишком красивы, но совершенно нежизнеспособны. Теперь уходит сам Генрик Фискер...
Карма made in China
Карма made in China
Не родись красивой, а родись счастливой. Недолгая история компании Fisker изобилует сплошными неприятностями. Ее гибридные спорткары обворожительны, но, видимо, совершенно нежизнеспособны. Они никак не могут появиться на свет, потом горят, потом тонут и опять горят. А на днях выяснилось, что Генрик Фискер покидает свой пост, а саму компанию продадут китайцам. Или не продадут?

В 2007 г. ателье Fisker Coachbuild было нанято компанией Tesla Motors для разработки внешнего вида и интерьера ее нового гибридного седана под кодовым именем White Star. Его глава дизайнер Хенрик Фискер в ходе работы, судя по всему, получил доступ к секретам Tesla и, благодаря этому, сумел создать собственный бензиноэлектрический спортседан Fisker Karma. По крайней мере, так звучало судебное обвинение. Более того, получившийся гибридомобиль выглядел намного лучше седана WhiteStar, который Фискер создавал для Tesla. Сам Фискер оправдывался, что его ателье так и не заплатили обещанные 800 миллионов долларов - у Tesla закончились деньги.

Косвенно Хенрика Фискера могло оправдать одно обстоятельство - силовую установку для Karma создала компания Quantum Technologies, ранее известная разработкой гибридомобилей для армии США. Она же стала совладельцем новообразованной Fisker Automotive. Впрочем, у Tesla и ее основателя Элона Маска есть, чему поучиться. Пока другие компании пытались максимально снизить стоимость литий-ионных аккумуляторов, Tesla сделала упор не на массовый, а на премиальный рынок. Поэтому ее первенцем стал электрородстер, кстати, построенный на основе Lotus Elise. Он стоил больше 100 тысяч долларов, зато оснащался батареей вдвое больше емкостью, чем, например, у Nissan Leaf. Родстер мог проехать на одной зарядке 365 км, а более поздние модели — 400.

Карма made in China

Tesla не смогла доказать в суде факт шпионажа со стороны Фискера и между двумя компаниями развернулось соревнование, кто быстрее выведет свою модель на рынок. Fisker Automotive начала прием заказов еще в 2008-м. Но только в середине 2011-го финский завод Valmet изготовил первые Karma. Однако седан от Tesla Motors еще больше запаздывал. В процессе подготовки он из гибридного стал полностью электрическим, из четырехдверного - пятидверным. Вместительный семиместный хэтчбек Tesla Model S с алюминиевым кузовом поступил в продажу летом прошлого года. Цены немаленькие— самый доступный автомобиль с аккумулятором 40 кВт/ч и запасом хода в 260 км стоит 52 400 долларов. Примерно за те же деньги можно купить в США Mercedes-Benz E-класса.

Впрочем, есть более дорогие Model S стоимостью свыше 70 000 долларов, укомплектованные более емкой батареей (85 кВт/ч) и способные проехать на одной зарядке почти 500 километров.

С появлением электрической «эски» от Tesla Motors, выяснилось, что Fisker Karma уступает ей практически по всем параметрам, кроме дизайна. Он оказался дороже ($102 000), тяжелее и медленнее. Несмотря на наличие под капотом двухлитрового бензинового турбомотора GM, подзаряжающего аккумуляторы, совокупный запас хода Кармы всего 370 км, а исключительно на электротяге автомобиль способен проехать только 51 километр.

В тесном салоне, разделенном здоровенным центральным тоннелем (в нем находятся батареи) места хватило лишь четверым.

Однако все эти недостатки меркнут в сравнении с пожароопасностью Karma. Автомобили несколько раз отзывались в связи с риском перегрева и возгорания батарей. В мае прошлого года одна машина все же загорелась, спалив гараж и еще несколько обычных автомобилей, а через несколько месяцев заполыхала и вторая. Ураган Сэнди поставил точку в спорах, были ли эти пожары случайностью. Из-за вызванного ураганным ветром наводнения более 300 Karma оказались затоплены в порту Нью-Джерси, а 16 из них… сгорели ярким пламенем. Как показало расследование, морская вода закоротила проводку.


На этом неприятности Fisker Automotive не закончились. Осенью прошлого года поставщик пожароопасных аккумуляторов, американская фирма A123 Systems объявила о банкротстве. И производство гибридов пришлось остановить. Ситуация усугублялась тем, что компания Fisker собиралась запустить в США более компактную и доступную по цене модель Atlantic - тоже последовательного гибрида, но с бензиновым мотором BMW. И приобрела для этого бывший завод GM в Вилмингтоне. Кстати, также поступила и Tesla Motors, развернувшая производство пятидверки Model S на бывшем совместном предприятии Toyota и GM во Фремонте. Однако американское министерство энергетики, видя впечатляющие успехи Fisker Automotive по подготовке модели Karma, заморозило раннее выданный 500-миллионный кредит. Правда, 200 миллионов фирма Генрика Фискера все же получила. Но для организации производства этого не хватило.

Что оставалось в этой ситуации? Продаться китайцам. Однако, по данным Wall Street Journal, главный претендент на покупку - китайская компания Geely - объявила, что выходит из игры. Ей не понравилось условие Fisker Automotive, согласно которому производство новой модели будет развернуто в США. Интерес к Фискеру проявляет еще один китайский автогигант - Dongfeng. Разногласия по поводу будущего Fisker Automotive привели к расколу внутри компании и уходу из нее основателя и идейного вдохновителя - Генрика Фискера.

Своеобразный выход из тупика, в котором оказалась фирма Fisker, нашла компания VL Automotive. На Детройтском автосалоне она показала седан Destino – Karma с мотором V8 6.2 от Chevrolet Corvette вместо гибридной установки. Получился красивый мощный автомобиль. И можно не бояться, что он сгорит.

Евгений Багдасаров