Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Доступные иномарки закончатся осенью

Это лето может стать последней возможностью купить новую или подержанную иномарку и при этом не разориться. Эксперты едины во мнении: осенью цены на автомобили взлетят по двум причинам, первая из которых – введение утилизационного сбора, а вторая – ожидаемый экономический кризис...
Доступные иномарки закончатся осенью
Доступные иномарки закончатся осенью
По прошествии этого лета покупка в России приличного автомобиля, как нового, так и с пометкой «б/у», окончательно может стать уделом только обеспеченных людей. Аналитики, экономисты и игроки рынка в один голос предрекают: уже осенью иномарки прилично подорожают, за исключением разве что «народных автомобилей», производящихся в России. Но купить даже такие машины станет сложнее. Причин всего две, но обе весомые: параллельно с введением утилизационного сбора должен грянуть многими ожидаемый экономический кризис.

«Поскольку введение утилизационного сбора намечено на осень, у всех тех, кто планировал приобрести автомобиль не российской сборки, еще есть время сделать это по текущим ценам. Так что, возможно, активное обсуждение темы подстегнет потребительский спрос, и у автодилеров будет горячее лето», - полагает президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Андрей Петренко.

После этого Россия фактически закроет свой рынок для импорта подержанной техники, отметил эксперт в статье, опубликованной на страницах газеты продажи иномарок российской сборки превысили 1 млн штук, в структуре продаж легковых автомобилей они составили 42,6% (на импорт пришлось 32,5%, оставшиеся 24,9% — продукция традиционного отечественного автопрома). Так что, если учесть, что все самые популярные модели сегодня собираются в России, на массовом покупателе введение утилизационного сбора практически не отразится», - считает глава РОАД.

По его мнению, цель введения сбора – вовсе не защита отечественного автопрома и производителей, работающих на территории России, а действительно развитие программы по утилизации автохлама. «Основание верить, что программа заработает, дает тот факт, что отвечает за нее Минпромторг, который совсем недавно провел очень эффективную программу утилизации . Проект не только поддержал отечественного автопроизводителя в кризисное время, но и существенно очистил наши дворы от старых машин. По сути, теперь делается новый шаг в этом направлении», - отметил Андрей Петренко.

В том, что утилизационный сбор не ударит по покупателям «Солярисов» и «Логанов», уверен и аналитик ГК «Атон» Михаил Пак. В интервью «Коммерсанту» он заявил, что нововведение российских властей окажется болезненным для другого рынка: «дешевых подержанных автомобилей, пошлины на которые существенно снизятся после присоединения к ВТО, многие импортеры рассчитывали именно на это». Что касается ввоза новых автомобилей, то, говорит Пак, подорожают, в первую очередь, только машины среднего и премиум-класса. То есть, массовый покупатель, опять-таки, не в проигрыше.

Точно такой же прогноз нашему изданию дал директор по маркетингу ГК «Блок Моторс» Сергей Дюшко: «Если взять 15 самых покупаемых автомобилей в России в 2012 году, которые составляют 42% от общего объема продаж всех машин, то все они собираются на территории РФ. Поэтому значительного влияния на стоимость популярных новых автомобилей и тем более на спрос введение утилизационного сбора не окажет. Ожидать увеличение стоимости в первую очередь нужна на ввезенные автомобили с пробегом. Однако их доля снижается с каждым годом, на рынке все больше автомобилей с пробегом, приобретенных у официальных дилеров на территории РФ. По моему мнению, возможен незначительный рост цен на некоторые импортируемые модели новых авто, но серьезных последствий как для покупателей, так и для дилеров не будет».

Однако недорогими седанами и хэтчбэками стоимостью до полумиллиона рублей российский авторынок и предпочтения автомобилистов не ограничиваются. И, говоря о тех, кто голосует в пользу 5-летнего Mercedes из Германии, а не Renault из России с нулевым пробегом на одометре, эксперты признают: им будет больно. «Введение сбора неизбежно приведет к увеличению стоимости автомобиля. Этот сбор будет иметь эффект, по сути, запретительной пошлины для подержанных машин, что компенсирует снижение после вступления России в ВТО пошлины на ввоз. Цена повысится, а покупать или нет – личное дело каждого», - говорит аналитик брокерской группы «Ай Ти Инвест - ПРОСПЕКТ» Александр Наумов.

Этого же мнения придерживается первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству, лидер общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. Есть, на его взгляд, и другая опасность: «Качество российских автомобилей, лишенных должной конкуренции, вполне вероятно, будет падать. Знаете, есть притча о том, как однажды представители американского автопрома пришли к Рейгану и попросили его сделать что-то с японцами, на долю которых приходилось большая часть продаж авто в США. Рейган ответил, что не видит в этом проблемы: «делайте автомобили лучше, чем у конкурентов, и люди будут их покупать», - отметил парламентарий в беседе с корреспондентом Autonews.ru.

А то, что конкурентов у «АвтоВАЗа» и российских иномарок скоро не останется, открыто говорят на самых верхах. В частности, зампред думского комитета по промышленности Владимир Гутенев заявил автомобилей с пробегом увеличится, хоть и не в разы. Если же нет, желающих приобрести «утопленников» и «перевертышей» уже крайне мало».

Таким образом, бежать в салон дилера за Duster, Rio или Focus нет смысла. Торопиться с покупкой следует тем, кто предпочитает новым «народным автомобилям» старые, но выше классом, или те, что нельзя отнести к массовым моделям. Экономисты также рекомендуют покупать машины летом в связи с не самыми оптимистичными прогнозами на ближайшие месяцы: из-за кризиса в Еврозоне снижается спрос на поставки российского газа и нефти, уходит за границу частный капитал, а также ужесточаются условия предоставления кредитных средств. Все это, отмечают аналитики, может привести к очередному кризису в России, и тогда многим будет уже не до покупки автомобиля.

Игорь Яворский